ПЕЛАГЕЯ - "ТРОПЫ" ***
Несмотря на тщательную дистанцируемость от шоу-бизнеса, популярность певицы Пелагеи всЈ растет. Сама Поля и ее мама-продюсер Светлана Ханова пытаются выстраивать образ чистого творчества с фольклорным уклоном, но, похоже, девушку уже взяла в оборот звездная индустрия. Так, Пелагея почему-то попала в обойму фигурантов желтой прессы, которая за неимением других поводов то и дело пишет об ужасающем состоянии студенческих дел певицы. Кроме того, девушка-вундеркинд весной обнаружила себя участвующей в одной из самых рейтинговых развлекательных шоу Первого канала "Две звезды": ее скоропалительное бегство оттуда было преподнесено как скандал — это тоже добавило Пелагее той известности, которая к музыке имеет мало отношения. После этого мама-продюсер торжественно пообещала, что ее дочь больше никаких дел с шоу-бизнесом иметь не будет, но продолжит работать для имеющейся аудитории, сплошь состоящей из одухотворенных и прекраснодушных поклонников.
Между тем, в этой жизни не всегда можно четко отделить черное и белое. И даже высокое с низким порой так переплетется, что не разберешь, где там какое. Певица Пелагея — явление очень интересное, но я бы не стал категорично утверждать, что ее творчество безоговорочно относится к категории "высокого". Да и частота выпуска альбомов у нее скорее "звездная" - то есть известность девушки заметно превосходит насыщенность ее дискографии. По пластинкам вообще сложно ответить на вопрос, а какая она, Пелагея Ханова. Ее альбомы эклектичны, в них сочетаются и фолк, и классика, и романсы, и русский рок — и нельзя сказать, что этот талантливый человек органичен во всем, за что берется. Это скорее пробы пера в разных жанрах, причем похоже, что и сама Пелагея пока не сделала окончательного стилистического выбора.
Не сделала она его и в новом сингле, появившемся, кстати сказать, именно в тот момент, когда рынок ощутил явственный дефицит какого-нибудь релиза от Пелагеи. (Это к вопросу об ее участии/неучастии в шоу-бизнесе.) "Тропы" включают четыре трека — два народных и два авторских. Главный "хит" - всем известный "Ой, да не вечер", идеально подходящий для голосового аппарата певицы. Разумеется, группа "Пелагея" озадачилась интересной современной аранжировкой казачьего шлягера. В результате вступление стало напоминать проигрыш из "Hotel California" - возможно, музыканты Пелагеи никогда не слышали практически аналогичный прием в исполнении группы "Баба-Яга". Впрочем, на коммерческую популярность трека это не повлияет — в конце концов, и "Нюркина песня" в обработке Пелагеи раскрутилась так, как никогда не снилось ее автору Янке Дягилевой. Песня "Босанова" авторства гитариста "Пелагея" Павла Дешуры и Светланы Хановой — уверенный шаг на территорию русского рока, хотя это действительно босса-нова. Некоторые моменты композиции немудрено спутать с музыкой Земфиры, но вот совпадение названия трека с названием жанра лишний раз свидетельствует о том, что альбомы Пелагеи — это в первую очередь ее портфолио: "Посмотрите, я еще и так могу, и вот так!". Следующие две песни сингла — занятный перевертыш: народная композиция "Голубушка" успешно маскируется под современную вещь (аранжировка удалась на славу), а авторская "Мамка", наоборот, похожа на древнерусский распев. Словом, это недурной сингл талантливой певицы. Его интересно послушать, но совершенно ни к чему использовать в качестве какого-то вкусового мерила.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)