Швейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистами

САУНДТРЕК "СТИЛЯГИ" *****

"Союз". Релиз диска состоялся в марте.
Если к фильму Валерия Тодоровского "Стиляги" при желании можно предъявить некоторые претензии (спорный финал, странный выбор актера на главную роль), то саундтрек несет практически незамутненную радость. Хотя, казалось бы, идея озвучить ленту о 50-х музыкой 80-х тоже была более чем спорной. Тем не менее, всЈ удалось. Музыкальные номера и в сюжет фильма вплетены абсолютно логично, да еще и некоторые хиты русского рока благодаря "Стилягам" могут обрести вторую жизнь - уже с видоизмененными текстами. Почему 80-е? Ну, во-первых, это молодость Тодоровского и серьезной части его зрителей, во-вторых, российская рок-музыка 80-х оказала огромное влияние на целое поколение. Валерий Петрович, делая мюзикл, не мог не воспользоваться тем, что жанр этот терпим к условностям — гротеск и стилизация уютно соседствуют в "Стилягах" с неожиданной точностью к бытовым деталям. Советские 50-е не дали и не могли дать самостоятельной музыкальной субкультуры: даже для самих стиляг важнее было самовыразиться в одежде, чем в музыке. Если бы Тодоровский вздумал иллюстрировать свой мюзикл аутентичными песнями тех лет, получился бы в лучшем случае саундтрек к документалке. Поэтому авторы "музыкального либретто" Валерий Тодоровский и Евгений Маргулис и саунд-продюсер Константин Меладзе обратились к тому периоду, когда музыка значила для слушателя чуть больше, чем сейчас. В "Стилягах" звучат песни разных стилей, но все номера объединяет харизматичность и узнаваемость — даже когда они сильно переосмыслены. Риск, на который пошли создатели саундтрека, изменив оригинальные тексты и аранжировки, оказался оправданным. Взять старые известные песни — полдела, а перелопатить их, поставив на службу своему творческому замыслу, решился бы далеко не каждый. Оставить от "Старого корабля" Андрея Макаревича и "Восьмиклассницы" Виктора Цоя только мотив и вложить в них совсем новый смысл — отважный поступок, за который можно простить даже проявляющуюся в некоторых местах корявость измененных стихов (автор — Ольга Ципенюк). Но с прикладным значением песен ничего не поделаешь — они ведь еще сюжет фильма иллюстрируют, и делают это отменно.
В саундтрек "Стиляг" вошли 11 треков, каждый из которых начинается с диалога из фильма. В отличие от многих других саундтреков, здесь этот прием не раздражает: диалоги большей частью хороши. Съемочная группа наконец-то призналась в том, что исполнитель главной роли Антон Шагин не сам пел свои партии — за него это делал Андрей Бирин, который играл Ская в русской версии мюзикла "Mamma Mia!", а сейчас выходит на сцену МДМ в роли подсвечника Люмьера в "Красавице и чудовище". Вообще Тодоровский и Ко не стали звать в саундтрек звезд — молодые поют не хуже, а привлекать внимание к проекту (для этого звезды обычно и приглашаются) создатели справедливо решили другими методами. Хотя… одна звезда есть: Сергей Гармаш исполняет "Человека и кошку" так, что затмевает Федора Чистякова. В картине режиссер феерит, умудряясь за время звучания этой песни показать и коммунальный быт 50-х, и историю жизни героя Гармаша. "Кошка" и "Summertime" Гершвина — вот два номера, тексты которых обошлись без вмешательства Ольги Ципенюк. "Я то, что надо" и в новой версии абсолютно созвучна с чувствами любого молодого человека, старающегося заставить не замечающую его девушку обратить на себя внимание, "Буги-вуги каждый день" исполняется с таким юношеским задором, что сложно не пуститься в пляс. "Старый корабль" неожиданно был превращен не в музей, как в оригинале, а в признание в любви к джазу, "Восьмиклассница" - в трогательное воспоминание о первой любви. "Скованные одной цепью" немного теряют без видеоряда — навеянного, конечно, аланпаркеровской "Стеной", но все равно мощного. "Пусть все будет так, как ты захочешь", одна из главных песен "ЧайФа", в новом варианте тоже выглядит сильно, хотя и повествует уже, конечно, не о том, что имел в виду Владимир Шахрин (немного обидевшийся на то, что его не попросили написать новый текст). "Американская жена" - юмористическое прощание с уезжающим в Америку экс-стилягой Фредом и одновременно респект ранним "Колибри". А "чайфовская" "Шаляй-валяй" неожиданно стала гимном "неформалов".
Таким образом, саундтрек "Стиляг" - не только приятное дополнение к хорошему фильму, но и очень качественное самостоятельное произведение. (Надо бы вот как-то проверить это мнение, найдя кого-нибудь, кто послушал диск, но сумел при этом не посмотреть фильм.)
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+