Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

САУНДТРЕК "СТИЛЯГИ" *****

19.03.09 15:07 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
САУНДТРЕК "СТИЛЯГИ" *****

"Союз". Релиз диска состоялся в марте.
Если к фильму Валерия Тодоровского "Стиляги" при желании можно предъявить некоторые претензии (спорный финал, странный выбор актера на главную роль), то саундтрек несет практически незамутненную радость. Хотя, казалось бы, идея озвучить ленту о 50-х музыкой 80-х тоже была более чем спорной. Тем не менее, всЈ удалось. Музыкальные номера и в сюжет фильма вплетены абсолютно логично, да еще и некоторые хиты русского рока благодаря "Стилягам" могут обрести вторую жизнь - уже с видоизмененными текстами. Почему 80-е? Ну, во-первых, это молодость Тодоровского и серьезной части его зрителей, во-вторых, российская рок-музыка 80-х оказала огромное влияние на целое поколение. Валерий Петрович, делая мюзикл, не мог не воспользоваться тем, что жанр этот терпим к условностям — гротеск и стилизация уютно соседствуют в "Стилягах" с неожиданной точностью к бытовым деталям. Советские 50-е не дали и не могли дать самостоятельной музыкальной субкультуры: даже для самих стиляг важнее было самовыразиться в одежде, чем в музыке. Если бы Тодоровский вздумал иллюстрировать свой мюзикл аутентичными песнями тех лет, получился бы в лучшем случае саундтрек к документалке. Поэтому авторы "музыкального либретто" Валерий Тодоровский и Евгений Маргулис и саунд-продюсер Константин Меладзе обратились к тому периоду, когда музыка значила для слушателя чуть больше, чем сейчас. В "Стилягах" звучат песни разных стилей, но все номера объединяет харизматичность и узнаваемость — даже когда они сильно переосмыслены. Риск, на который пошли создатели саундтрека, изменив оригинальные тексты и аранжировки, оказался оправданным. Взять старые известные песни — полдела, а перелопатить их, поставив на службу своему творческому замыслу, решился бы далеко не каждый. Оставить от "Старого корабля" Андрея Макаревича и "Восьмиклассницы" Виктора Цоя только мотив и вложить в них совсем новый смысл — отважный поступок, за который можно простить даже проявляющуюся в некоторых местах корявость измененных стихов (автор — Ольга Ципенюк). Но с прикладным значением песен ничего не поделаешь — они ведь еще сюжет фильма иллюстрируют, и делают это отменно.
В саундтрек "Стиляг" вошли 11 треков, каждый из которых начинается с диалога из фильма. В отличие от многих других саундтреков, здесь этот прием не раздражает: диалоги большей частью хороши. Съемочная группа наконец-то призналась в том, что исполнитель главной роли Антон Шагин не сам пел свои партии — за него это делал Андрей Бирин, который играл Ская в русской версии мюзикла "Mamma Mia!", а сейчас выходит на сцену МДМ в роли подсвечника Люмьера в "Красавице и чудовище". Вообще Тодоровский и Ко не стали звать в саундтрек звезд — молодые поют не хуже, а привлекать внимание к проекту (для этого звезды обычно и приглашаются) создатели справедливо решили другими методами. Хотя… одна звезда есть: Сергей Гармаш исполняет "Человека и кошку" так, что затмевает Федора Чистякова. В картине режиссер феерит, умудряясь за время звучания этой песни показать и коммунальный быт 50-х, и историю жизни героя Гармаша. "Кошка" и "Summertime" Гершвина — вот два номера, тексты которых обошлись без вмешательства Ольги Ципенюк. "Я то, что надо" и в новой версии абсолютно созвучна с чувствами любого молодого человека, старающегося заставить не замечающую его девушку обратить на себя внимание, "Буги-вуги каждый день" исполняется с таким юношеским задором, что сложно не пуститься в пляс. "Старый корабль" неожиданно был превращен не в музей, как в оригинале, а в признание в любви к джазу, "Восьмиклассница" - в трогательное воспоминание о первой любви. "Скованные одной цепью" немного теряют без видеоряда — навеянного, конечно, аланпаркеровской "Стеной", но все равно мощного. "Пусть все будет так, как ты захочешь", одна из главных песен "ЧайФа", в новом варианте тоже выглядит сильно, хотя и повествует уже, конечно, не о том, что имел в виду Владимир Шахрин (немного обидевшийся на то, что его не попросили написать новый текст). "Американская жена" - юмористическое прощание с уезжающим в Америку экс-стилягой Фредом и одновременно респект ранним "Колибри". А "чайфовская" "Шаляй-валяй" неожиданно стала гимном "неформалов".
Таким образом, саундтрек "Стиляг" - не только приятное дополнение к хорошему фильму, но и очень качественное самостоятельное произведение. (Надо бы вот как-то проверить это мнение, найдя кого-нибудь, кто послушал диск, но сумел при этом не посмотреть фильм.)
Алексей Мажаев, InterMedia