Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

АНДРЕЙ БУХАРИН - "ТАНЦЫ СО ЗВЕЗДАМИ" ***

18.12.08 12:55 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
АНДРЕЙ БУХАРИН - "ТАНЦЫ СО ЗВЕЗДАМИ" ***

"Амфора". Книга вышла в свет в октябре.
Под бессмысленным заголовком и безвкусной обложкой скрывается не памятник музыкальным 90-м, как уже предположили те, кто не застал времен расцвета журнала "Ом", а сборник интервью, взятых Андреем Бухариным в разные годы. Не более того, но и не менее. Автор — известный музыкальный журналист, которому иногда удавалось формулировать тенденции еще до того, как они проявились. Я помню его рецензии образца начала 90-х в некой "Российской музыкальной газете" - Бухарин старался обозревать самую странную музыку (в плане любви ко всяким дикостям его можно поставить на одну доску с Артемом Троицким) и писал тоже, мягко говоря, непростым языком. Затем он публиковался в газете "Сегодня", а звездный час журналиста пришелся на работу в "Оме". "Помешанность журнала на модных трендах", о чем не без иронии Андрей вспоминает сегодня, не противоречила появлению на его страницах интервью с "Мумий Троллем", Земфирой, "Би-2", Александром Васильевым, Вячеславом Петкуном и т.д. Идеология "Ома" заключалась в том, чтобы написать об этих артистах раньше, чем они будут растиражированы остальными. Сегодня Андрей Бухарин ведет программу на "Радио Максимум" и рубрику рецензий в Rolling Stone — за эти годы он приучился писать (деловито и без особого блеска) и о мейнстриме, а для своих любимых дикостей завел ежемесячную рубрику "Пограничная зона".
Старые тексты в "Танцах со звездами" снабжены комментариями 2008 года. Собственно, без них вся затея имела бы немного смысла. Сегодняшний Бухарин предстает несколько разочарованным человеком: десять лет назад его работа выходила за рамки журналистики — он искренне считал, что, пропагандируя новых героев, сможет сделать отечественную музыку лучше, привив аудитории более изысканный вкус. Увы, эта миссия не только не увенчалась успехом, но и попросту провалилась — ситуация с хорошей музыкой в стране ужасающа, народ любит откровенную дрянь, и даже такие явления, как Лагутенко, Земфира и "Ом", ничуть не приблизили "золотой век". Теперь Андрею куда сложнее загораться восторгами — жизненный и профессиональный опыт научил его более трезво смотреть на вещи. Старые интервью читать между тем занятно: тут сразу и вспомнишь, "как все начиналось", и оценишь чутье журналиста или его отсутствие, и сравнишь его тогдашние ощущения с сегодняшними (во всех текстах Бухарина, даже если это интервью, очень обильно представлен авторский взгляд — отступления, ремарки, замечания по ходу...). К слову, некоторые заголовки и подводки из журнала "Ом", считавшегося едва ли не Библией глянца, сейчас выглядят довольно банальными.
Большинство интервью — спасибо собеседникам Бухарина — хороши, освежить их в памяти было любопытно. Немного удивляет апологетский текст про Шульгина по соседству с суперпрофессиональным диалогом с Игорем Матвиенко. Но, черт возьми, строки 40-летнего циника в этой книге все равно лучше, чем мечтания 30-летнего идеалиста. Да, Андрей чуть-чуть перебарщивает с "мемуаристикой" (что он съел в Лондоне с Козыревым и какую куртку ему помог выбрать Лагутенко), но он и в "Оме" никогда не забывал вставить личное отношение. Зато в постскриптумах-2008 уже можно назвать "Туманный стон" бездарностью, "Мультфильмы" и "Братьев Грим" - "бледной немочью рокапопса", упомянуть неприятную энергетику Земфиры и разнести в пух и прах группу "Уматурман" сразу под вполне дружелюбным интервью с братьями Кристовскими.
Напоследок — цитата: "Атмосфера в Москве тогда очень напоминала сегодняшнюю — дикий пафос, истерическое, как в последний раз, веселье, деньги, которых казалось так много, что тратились они безудержно, и витающее в воздухе смутное ощущение, что должно что-то произойти, что продолжаться так дальше не может. Нездоровая, одним словом, атмосферка, с тем лишь различием, что сегодня она в десятки раз сильнее". Это Бухарин пишет о кризисе 1998 года летом 2008-го ("Танцы со звездами" подписаны в печать 08.08.08, в день открытия Олимпиады и нападения Саакашвили на Цхинвал). В декабре 2008-го эти строки вызывают, хм, исключительную задумчивость. Сам того не желая, Бухарин оказался пророком — и совсем не в своей профессиональной области.
Алексей Мажаев, InterMedia