СБОРНИК "НАШЕ РАДИО. 10 ЛЕТ" ****
За десять лет существования "Наше радио" прошло славный путь, серьезно повлияв на ситуацию в отечественной музыке начала ХXI века. Сначала идея радиостанции, крутящей только русский рок, казалась вполне прекрасной, но быстро исчерпываемой, что ли. Кончатся "классики", и что тогда? На первых порах "Наше" расширяло формат за счет относительно качественной поп-музыки (все помнят, что на 101,7 FM звучали Hi-Fi и "Любэ"?), но потом все же пошло другим путем. Не отражало реальность, а формировало ее. Если бы не "Наше радио", десятки ныне популярных коллективов ("Пилот", "Король и шут", "Кукрыниксы", "Високосный год" и т.д.) либо вообще не появились, либо так и прозябали бы в подполье. Эфир радиостанции, ее фестивали и акции формировали тренды, на которые равнялись молодые музыканты. Это в конце концов привело к кризису перепроизводства и стагнации. Тучные стада не сильно оригинальных дебютантов, что начали пастись в эфире "Нашего", увели пытливых экс-слушателей радиостанции в поисках интересных новичков в интернет. А "Наше радио" тем временем оставило попытки оседлать моду и превратилось в респектабельную ретро-волну: вчерашние юниоры сами стали классиками, и целое поколение уже из ностальгических соображений с удовольствием слушает их музыку. Новые голоса тоже изредка появляются в эфире, "старички" порой радуют свежим хитом — так и живем.
Двойной юбилейный сборник "Нашего радио" обошелся как без новинок, так и без древностей. Разумеется, составители сосредоточились на композициях "золотого века" радиостанции, песнях, которые получили известность во многом благодаря эфиру на 101,7 FM. Фактически этот двойник — не только почти идеальный плейлист для "Нашего радио", но и веский перечень удач станции. Не поленюсь перечислить: "Аргентина-Ямайка" "ЧайФа", "Вечно молодой" "Смысловых галлюцинаций", "Город" "Танцев минус", "Метро" "Високосного года", "Гибралтар-Лабрадор" Вячеслава Бутусова, "Мое сердце" "Сплина", "Прыгну со скалы" "Короля и шута", "Это по любви" "Мумий Тролля", "Родная" "Калинова моста", "Капитал" "Ляписа Трубецкого"... На вопрос, почему нет тех или этих, можно отвечать по-разному. Например, можно предположить, что активно раскручиваемые радиостанцией "Ночные снайперы" или Мара так и не доросли до представительства в юбилейном сборнике, "Ария" и "Кипелов" просто не поместились. Но как тогда объяснить, что в альбоме нет ни одной песни "ДДТ", зато есть "Кукрыниксы"? Понятно, что сборник не резиновый, понятно, что в отношениях с правообладателями не всЈ всегда бывает гладко — но изящнее будет предположить, что составители просто не захотели делать прям уж совершенную компиляцию, чтоб слушатель от счастья не помер.
Ну, а слушая тех, кто поместился, можно еще вспомнить, какие копья ломались вокруг попадания в эфир "Нашего": как Козырев не пускал на свою волну "Гражданскую оборону", как спорил с антисемитом Кинчевым, как "Король и шут" писали открытые письма с руганью в адрес "Нашего радио". Теперь все три группы спокойно соседствуют на первом диске сборника — зато тут почти нет креатур бывшего руководителя станции: ни "Чичериной", ни хард-рокеров, ни рок-переделок попсовых песен. Увы, "Нюркина песня" представлена здесь в исполнении Пелагеи: это тоже один из итогов деятельности "Нашего радио" - ее версия шедевра Янки Дягилевой в общественном сознании теперь будет считаться канонической.
Тем не менее хочется пожелать "Нашему", чтобы ему было что поставить на сборник, посвященный 20-летию радиостанции.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)