"СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ" - "СЕРДЦА И МОТОРЫ" ***
Отличная обложка: тут тебе в одном флаконе и сердце, и мотор. Недавно что-то подобное вынес на кавер Игорь Куприянов, и тот вариант претендовал на звание самой кошмарной обложки десятилетия. У "Смысловых галлюцинаций" сердце-мотор остроумно придумано, аккуратно нарисовано — получается красное на черном на новый лад. Между тем, со времени выхода предыдущего диска Сергея "Бубы" Бобунца и Ко прошло три года — поклонники, как говорится, заждались. Вместе с тем не-поклонники все это время вряд ли скучали без новых песен "Глюков" - острой популярностью группа сейчас похвастаться не может. Междисковую паузу команда заполнила изменениями в составе — теперь в "Смыслах" играет, например, экс-барабанщик "Чичериной" Максим Митенков, а вообще из тяготеющего к клавишно-саксофонной лирике квартета "Смысловые галлюцинации" в результате перестановок превратились в мрачноватый квинтет. Стена звука стала плотнее, но легкомысленность и, в хорошем смысле, попсовость, которая выгодно отличала "СГ", практически сошла на нет.
Новый альбом хорош в первую очередь для поклонников - "Смысловые галлюцинации" всегда были несколько аутичной группой, не очень-то заряженной на всенародные хиты. Несколько песен в "Сердцах и моторах" родились из случайно брошенных сомнительных фраз вроде "настоящие герои всегда в запое", спонтанных шуток, понятных только внутри этого замкнутого коллектива. Буба, Константин Лекомцев и Олег Гененфельд остаются спаянным костяком со своей системой знаков и символов. При взаимодействии с внешним миром "Смысловые галлюцинации" заметно тушуются и теряются — получается, что ради понимания их творчества надо стараться проникать в их внутренний мир. На это способны только искренние почитатели: к остальным слушателям этот альбом настроен не очень дружелюбно. Сосредоточившись на изменениях в саунде, "Глюки" практически выхолостили из своих новых песен привязчивые рефрены и красивые лекомцевские соляки. Буба и его согруппники скорее бубнят, чем распеваются. А авторы текстов, достигнув условной середины жизни, торопятся поделиться какими-то то ли рецептами, то ли советами. И чаще всего вместо смысловых галлюцинаций получаются смысловые банальности. Скажем, задумчивую и красивую песню "Они рядом" портит именно та простота, что хуже воровства. "Разломы", "Сладкая веселая жизнь", "Я сделал то, чего всегда боялся", "Гудбай, Микки-Маус" звучат незажигательно и в конечном итоге предсказуемо.
Но как только "Смысловые галлюцинации" отвлекаются от своей автозацикленности, им удаются небезынтересные вещи. К таковым относятся, например, "Мои фотографии" - впрочем, эта песня была записана первой, еще до смены состава, и отсылает к стареньким "СГ" и конкретно к композиции "Звезды 3000". "Парни не плачут" и "Без стюардесс" тоже придутся по нраву любителям мелодичных "Глюков". В "Правде о мечте" Буба умудряется спеть банальность о смысле жизни "Но все мы, конечно, хотим одного и того же: жизни покомфортней, смерти быстрой и безболезненной" на редкость душераздирающе, хотя и внешне спокойно. В треке "Бог — Superstar" фантазия автора текста Гененфельда разыгрывается не на шутку: песня представляет собой беседу Бубы с богом, в роли последнего — Вячеслав Бутусов. Он чехвостит несчастного рок-музыканта в хвост и в гриву; это, пожалуй, самая остроумная композиция альбома.
В финале трек-листа Бобунец разрушает кажущуюся незыблемой концептуальность пластинки, предоставив слово новым участникам команды — в альбом включены по песне Митенкова и басиста Николая Ротова и его сольной группы "Ботаники". Творчество ударника от урал-рока ушло недалеко, а вот "Ботаники" порадовали контрастом: на общем фоне счастливая, а-ля "Манго-Манго", песня "Нефтегаз" прозвучала очень свежо и улыбчиво.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)