Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»

ZDOB SI ZDUB - "ETHNOMECANICA" ***

"Союз". Релиз диска состоялся в июне.
Zdob Si Zdub попались на глаза российскому слушателю, в общем-то, случайно: на заре своей карьерной юности они играли хардкор почти без национального колорита и оказались в движении "Учитесь плавать!". Поскольку ни первых, ни вторых, ни третьих альтернативных телеканалов тогда не было, инициатива плаврука Александра Ф.Скляра быстро заглохла — часть групп развалилась, часть вернулась в подвалы, откуда так и не вылезла, а еще часть проявила способность к компромиссу и перешла в другой стилистический сегмент. Молдаване Zdob Si Zdub были в числе последних — сначала им помог вернувшийся в их музыку балканский колорит, звучавший довольно свежо на традиционно анемичном фоне российского рока, а потом они очень вовремя перепели классическую песню Виктора Цоя "Видели ночь". Группа "Кино" всегда была очень сдержана в аранжировках (не будем сейчас останавливаться на том, почему это происходило), а Zdob Si Zdub, сохранив цоевский дух, расцветили музыкальное сопровождение и усовершенствовали старую композицию. После этого команда попала в обойму "Нашего радио" со всеми вытекающими последствиями: хотя "здобы" крайне неохотно поют на русском, потому что элементарно не умеют писать на этом языке, общественное мнение намертво пришпилило их к "нашей музыке". Именно поэтому здесь аккуратно переиздаются их альбомы, ориентированные на румынский рынок и выпущенные там, а рекорд-лейблы надеются заработать денежек на сборниках лучших песен Zdob Si Zdub.
"Этномеханика" - как раз такой сборник, и слушать его решительно невозможно. Да, тут есть неизбежная "Видели ночь" и еще одно русскоязычное произведение - "Цыган и НЛО" (вполне беспомощное), а почти все остальное — артефакты совершенно чуждой культуры. Этно-рок ныне считается выгодным трендом, да и Брегович с Кустурицей у нас традиционно почитаемы — но штука-то в том, что про "здобов" все давно известно, ничего нового они во время краткосрочных приездов из Румынии нам не покажут, а их "бест"-компиляция выглядит крайне затянутым и однообразным повторением пройденного. Даже название сборника "Этномеханика" напоминает один из предыдущих альбомов - "Агроромантика". Энергичности у Zdob Si Zdub не отнять — но это не то добро, которое нам надо импортировать в таких объемах. Их выразительные средства, радовавшие поначалу, быстро приедаются: альтернативный рэп на непонятном языке с национальными мотивами в течение восемнадцати треков подряд способен слушать либо носитель этого языка и этой культуры, либо большой оригинал. "Видели ночь" да пара-тройка бодреньких боевиков на румынском — вот был бы идеальный "грейтест хитс" "здубов". А "союзовская" компиляция годится главным образом на то, чтобы убедить российскую публику, что ее много лет надувают. Ну нет у нас никаких причин пристально следить за творчеством этой группы, даже если ее любят в Бухаресте и Кишиневе, даже если она неплохо перепела однажды важную русскоязычную песню, а под еще пару их номеров можно неплохо побеситься. Вы, скорее всего, заскучаете раньше, чем альбом достигнет своей середины: не поленитесь в таком случае перемотать на два последних трека, где Zdob Si Zdub пытаются разнообразить свою музыку с помощью довольно курьезных шагов. Сначала они исполняют "Cosmic Song" с участием нашего фолк-ансамбля "Ясный день" - но синтез двух этно-культур выглядит откровенно механическим. А потом зачем-то перепевают "роллинговскую" "Paint It Black" со старательностью ресторанных лабухов. Да, это лучшая песня на диске — но не потому ли "здобы" так тщательно копируют оригинал, что осознают ограниченность собственного творческого горизонта?
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+