"ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО" - "ЗАЖИГАЕМ ВНОВЬ" **
Вы, конечно, не слушаете группу "Золотое кольцо" и знаете о ней лишь то, что это такая псевдофолковая развеселая музыка, совершенно бессмысленная, если только в финале прослушивания не упасть лицом в салат. У вас, дорогой читатель, другая музыка для падения в салат, и это правильно. Но что-то же нужно оставить и старшему поколению — настолько морально устаревшему, что оно до сих пор тратит свои рубли на компакт-диски Надежды Кадышевой и даже не пытается скачать их из Интернета. Да что там "скачать" - оно, поколение, до сих пор пытается петь на праздники народные песни типа "Парня мало, дога полюбила я" (и не в караоке) и заканчивать застолье, страшно сказать, танцами. Вот этим людям, которые пронесли сквозь все перестройки идеалы милого сердцу брежневского застоя, и пришлась по душе музыка "Золотого кольца". Солистка Кадышева мало того что поет то же и так же, как мечтает петь любая работница ЖЭКа предпенсионного возраста, так еще и выглядит аналогично. Убери жанровые кокошники и сарафаны — и останется простая русская баба, невысокая и крепкая, на которых испокон веков вся страна держится. А еще при Надежде Кадышевой есть муж, руководитель ансамбля "Золотое кольцо" Александр Костюк. Ему группа должна быть обязана половиной своего успеха, и дело не только в том, что он пишет песни (вы же не думали, что они народные?), а в том, что он идеально соответствует народному архетипу идеального мужа. Ну, из тех, о которых женщины горделиво говорят — "а мой-то". Широкое лицо, располагающие к себе залысины, внушающая доверие коренастость — такой и "Жигули" починит, и кран поменяет, и шалопаю-отпрыску ремня пропишет, и водки выпьет, если праздник. А в случае с Костюком — еще и на гармони сыграет.
Согласитесь, что описанные в первом абзаце реалии имеют мало общего с вашей жизнью. Тем не менее такая форма жизни существует: приглядитесь, например, к соседям по подъезду — среди них полно таких костюков и кадышевых (если вы живете в элитном доме, они там тоже есть, только более дорого одеты). Для них и выпущен альбом "Зажигаем вновь", но коли уж попал он и мне в руки, не могу не выразить некоторого беспокойства относительно верности пути "Золотого кольца".
Уже обложка таит в себе какой-то подвох. Костюк на ней такой, какой и должен быть — надежный, с гармонью, улыбается. Но что с Надеждой? Что это за пергидрольные кудри, за кричащий макияж? Светская пресса любит сталкивать Кадышеву лбами с Надеждой Бабкиной — так и что, идти на поводу у щелкоперов? Если Бабкина высветлила волосы и на какой-то фотографии получилась похожей на, прости, Господи, мою душу грешную, Мадонну, значит, Кадышевой надо закосить под Гвен Стефани? А именно это и происходит на четвертой странице буклета — и только привычные цветастые одежды не позволяют солистке "Золотого кольца" окончательно погрузиться в пучину гламура и пластической хирургии. С песнями Александра Костюка на слова Евгения Муравьева вроде все штатно и привычно, но фокус в том, что надербаниться до салатного состояния слушателю надо в течение первой половины альбома: там и про "Ворожи не ворожи" споют, и про "Дурман-траву", и душераздирающую "По полю по чистому" про ямщика — в общем, то, что у нас считается веселым и попсовым фолком. И если эту программу вам удастся выполнить, то в салате будете лежать под немножко другие песни — где меньше этно-компонента и больше бессмысленной и беспощадной российской попсы. На тех, кто не успеет упасть, эти композиции должны произвести странное впечатление: вроде и гармошка в аранжировках слышна, и поет Кадышева в своей "народной" манере — а песни совсем из другой оперы. Похоже, "Золотое кольцо" задумалось о расширении жанровых рамок — но при этом боится растерять благодарную аудиторию. И правильно делает, что боится: когда группа пытается отказаться от фирменного фолк-трэша, от нее могут отвернуться даже работницы ЖЭКа и соседи-маргиналы.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)