Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

АЛЕКСАНДР ЛАЭРТСКИЙ И DUB TV — "ЛИЦА" ***

11.10.07 16:49 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
АЛЕКСАНДР ЛАЭРТСКИЙ И DUB TV — "ЛИЦА" ***

CD Land Records. Релиз диска состоялся в сентябре.
Лаэртский и в лучшие годы был исполнителем культовым — то есть далеко не всякий считывал культурный код, зашифрованный во фразе, например, "и уе…ывать помчались в направленьи ФРГ, бля". В некоторых компаниях эта цитата много лет является крылатой, а в другой, в соседнем подъезде, будет воспринята как банальная грубость. Александр Лаэртский восемь лет не выпускал альбомов — за это время прелесть выражений вроде "и давай срывать юбчонку с бедной девушки советской" и "и большим ковшом чугунным он подгреб слонка под жопу" во многом перешла в разряд ностальгических развлечений. Группа Dub TV, совместно с которой Лаэртский записал этот альбом, тоже известна в довольно узких кругах. Соответственно, потенциальная аудитория "Лиц" ограничивается поклонниками Dub TV и особо памятливыми слушателями из тех, кто любил Лаэртского в 90-е. Все остальные категории зрителей однозначно и без особых потерь пролетали мимо альбома: страшно даже представить себе человека, который не знает словосочетания "Волосатое стекло", но зачем-то включил пластинку "Лица" - долго он точно не вынесет, ничего в конечном счете не поймет и в ряды поклонников Лаэртского не встанет.
Но самое обидное заключается в том, что и посвященные в предмет вряд ли придут от пластинки в восторг. Заторможенный даб оказался настолько точным аккомпанементом текстам Александра Лаэртского, что практически полностью растворился в нем. Даже сложно поверить, что всю музыку "Лиц" написал не Лаэртский, а другой Александр, лидер Dub TV Антонов. Чуть больше стало регги-мотивов, чуть изобретательнее мелодии и аранжировки, но все равно не Лаэртский подстраивается под Антонова, а наоборот. Если Лаэртскому надобится монотонно побубнить какую-нибудь фразу — он и бубнит, не обращая никакого внимания на мотив. (В его старых альбомах мелодия часто как бы сама собой следовала за текстом и вытекала из него — поэтому почти вся его "классика" написана, в общем-то, на один мотив.) Таким образом, болельщиков Dub TV порадует лишь название любимой группы на обложке, но никак не пренебрежительное отношение солиста проекта к предложенной "дабами" музыке. Что до старых фанатов Лаэртского, то большинство из них вряд ли держатся за свои привычки так же крепко, как Александр за свои. Верность поэта концептуальным образам "тушек" и "пупсиков", которые проскакивают едва ли не в каждом треке, видимо, заслуживает уважения, но подпевать этому как-то уже неловко. Некоторые образы и особенно темы ("Киянка" и "Доверчивый человечек", например), конечно, порадуют старожилов своей первобытной дикостью, но в целом все это выглядит каким-то жутковатым приветом из прошлого. Даже нецензурная лексика, которой поэт Лаэртский всегда владел виртуозно, здесь местами смотрится как мат ради мата — соответственно, былой убийственный тезис "что такое ваш Шнуров против нашего Лаэртского" смело можно списывать в утиль. Текстов песен, кстати, в буклете нет, и даже для тех, кто привык слушать музыканта на компакт-кассетах, это будет большим неудобством — со слуха эти стихи на сей раз тоже воспринимаются с большим трудом, что лишний раз свидетельствует о нешедевральности работы.
Не все, впрочем, так плохо — несколько треков здесь весьма ничего, причем не в ностальгическом контексте, а в самом что ни на есть актуальном. Поэт Лаэртский очень хорош в "Песне президента" - горестном стенании заглавного персонажа о чудовищном вале проблем, охвативших страну: при этом президента волнует тщательно и вдохновенно отобранная автором отменная ерунда. В треке "Птенец" глумливые девичьи подпевки затмевают даже гундеж Лаэртского, а композиция "Харольд" неожиданно фонтанирует аранжировочным поиском: смутный и мутный электронойз расцвечивает андеграундные страшилки Александра в куда более подобающие цвета, чем вегетарианский регги.
Марк Радель, InterMedia