Швейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистами

АЛЕКСАНДР ШАГАНОВ — "Я ШАГАНОВ ПО МОСКВЕ" **

"Центрполиграф". Книга вышла в свет зимой.
Шаганов все-таки чрезвычайно везучий поэт-песенник. Вот как так могло получиться, что неумелые школярские строки "заколочено накрест окно, молчаливо, убого убранство, но зато старым стенам дано мерить душу с простым постоянством", смысл которых автор, боюсь, не сможет объяснить и после литра водки, стали классикой российского хард-н-хеви? Вопрос перейдет в разряд почти неразрешимых, если добавить, что такой текст пел рано полысевший человек по имени Дмитрий Варшавский, и голос его при этом не сильно отличался от рева циркулярной пилы. Но вот поди ж ты! Угадали, повезло со временем — и мужчины в дурацких цветных лосинах, певшие корявые сказочные тексты, вошли в историю российской музыки. И автор "Владимирской Руси" "Черного кофе" Александр Шаганов вместе с ними. Потом Шаганову повезло с соавторами и исполнителями. Романтичный Дима Маликов, пафосный Александр Иванов, широкий и надежный Николай Расторгуев, непростой бойз-бэнд "Иванушки International" — все они подстраивали шагановские "как мне хочется сберечь теплоту наших встреч", "тоже является частью Вселенной", "допоздна веселие, а завтра на завод" и "ты стоишь и ждешь, и намокло платье" под свой лад, а композитор Игорь Матвиенко сооружал для них крепкие, веселые и понятные народу мотивчики. И вот так смотришь на напечатанные строки "Поле, гуляй! Пламя, пылай! Револьвер, давай стреляй! Любо-любо, братцы жить, не приходится тужить!" - и думаешь: что за шумелка-пыхтелка такая? А потом припомнишь мелодию Матвея и гимнастерку Расторгуева — и пыхтелка уже кажется произведением какого-никакого, а искусства.
Чуть хуже обстоят дела, когда Шаганов пытается творить что-то без соратников. Однажды Александр запел — и в памяти благодарных поклонников на века останется, пожалуй, лишь трэш-строчка "она была в постели кошкой, точней, котенком трех недель". Теперь Шаганов написал книгу, где стихам отводится приложение в конце тома, а основную часть составляют прозаические зарисовки. От текстов песен они отличаются в основном тем, что их никогда не споет Николай Расторгуев, а без этого, как мы выяснили выше, шагановские опусы сильно проигрывают. Автобиографические главки, не скрепленные хронологией и не особо внятно объясняющие читателю, кто все эти люди, ставшие действующими лицами книги "Я Шаганов по Москве", станут увлекательным чтивом только для самих героев повествования. Ну и, возможно, поклонникам авторского стиля Александра Шаганова, в котором он сам, вероятно, видит что-то есенинское, а на языке у рецензента вертится термин "крестьянский гламур". Через все эти "бражничал и куражил", которые автор всегда употребляет вместо "бухал и дебоширил", продираться не то чтобы сложно, но как-то скучно. Автор, давно зарабатывающий на жизнь писательским трудом, пишет почему-то в одном-единственном стиле — добродушном и улыбчивом, но, увы, совершенно безжизненном и неостроумном. К тому же Шаганов обходит острые углы — или они просто не могут возникнуть в столь инфантильной языковой среде: "Поезда — отдельная история. Сколько их было в моих путешествиях? Вагоны купейные и плацкартные, СВ и не очень. Вокзалы больших городов и полустаночки полузабытые среди ковылей да колокольчиков…". Как говорится, рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучики, только старика Ромуальдыча с портянкой не хватает. Несколько попадающихся в книге интересных баек и поэтическо-политическая строка "разухабилась разная тварь", пожалуй, не компенсируют читателю той тоски, в которую вводит его многословная демонстрация почвеннических радостей Александра Шаганова.
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+