Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

"ДДТ" - "ГЛЯДИ ПЕШКОМ"

29.11.05 18:31 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ДДТ" - "ГЛЯДИ ПЕШКОМ"

CD Land Records. Релиз диска состоялся в ноябре.
Скромный подзаголовок "The Best" предостерегает рассеянных поклонников от того, чтобы принять "Гляди пешком" за новый альбом "ДДТ". Впрочем, необычное для сборника лучших хитов название здесь далеко не случайно. Юрий Шевчук и выпускающая компания нарушают на этом диске большинство основных правил издания "беста". Ведь что такое "величайшие хиты" "ДДТ"? Возьмем для примера альбом, в 1999 году выпущенный фирмой Real Records в серии "Главные песни": "Просвистела", "Я получил эту роль", "Дождь", "В последнюю осень", "Что такое осень", "Любовь", "Не стреляй", "Ветер", "Белая река", "Ты не один", "Это все…" и так далее — красивые мелодичные, распевно-раздумчивые произведения, которые так приятно распевать хором что на стадионе, что в кабаке. В свежий же "бест" вошли только "Просвистела", "Не стреляй" да "Родина", которая в благостной "реаловской" компиляции стояла немного особняком. Зато в сборник вошло беспрецедентное количество песен гражданского звучания — тех самых, что на стыке 80-х и 90-х стали откровением для зрителей программы "Взгляд". Фактически Шевчук предлагает новый взгляд на формирование "грейтест хитс" - вместо успокоительных, стабилизирующих мотивов он собирает вместе свои старинные "революционные гимны", которые нынче вновь звучат актуально до жути. В принципе, в номерных альбомах "ДДТ" Юрий Юлианович занимается тем же: он мечтает, чтобы новые песни заставили слушателя задуматься или хотя бы проснуться от спячки. (При этом Шевчук совсем не забывает о музыкальных технологиях и стремится, чтобы диски звучали сообразно сегодняшним требованиям.) Однако цель достигается со скрипом: старомодный бородатый чудак, не желающий играть по правилам шоу-бизнеса, остается услышанным пусть не единицами, но и не миллионами — даже у Шевчука нет новых произведений, способных вызвать в народе резонанс хотя бы под стать сериалу "Есенин". К счастью для всех нас, этот мощный старик не сдается: не пускаемый в дверь стучится в окно. После "Пропавшего без вести", который показался неуместно громким и не по-застойному колючим, "ДДТ" бомбардирует слушателя сборником "Гляди пешком". Цель та же — принудить задуматься, но методы иные. На диске записаны такие же неудобные песни, что и в последней пластинке: разница в том, что они уже сыграли немаловажную роль в истории. "Предчувствие гражданской войны" и "Революция" уже вызывали в свое время катарсис: послушав их, зрители готовы были смело пойти на баррикады в битве за новую жизнь. Сегодняшняя встреча с ними на сборнике — повод вспомнить тогдашних себя: что же изменилось, почему 15 лет назад песни делали людей лучше и духовнее, а ныне мы хотим даже от музыки Шевчука только одного — чтобы она не грузила?
А дело в том, что тогда, несмотря на все жизненные трудности, было время оптимистичных надежд. Шевчук мог сколько угодно предчувствовать гражданскую войну, но его интеллигентные слушатели с просветленными лицами знали, что ничего такого они не допустят. Просто потому, что об этом уже стало можно говорить. В понимании "восьмидесятников", могло стать только лучше — вот только отодвинем сопротивляющихся коммунистов и построим приятное, демократичное, цивилизованное общество. И вот в этом счастливом опьянении свободой не заметили ни гражданской войны, ни кавказской, ни, в общем-то, полного отсутствия справедливого общества. И жертв в святой костер революции, о котором пел Шевчук, было брошено немало. Сегодня и старые, и новые песни "ДДТ" звучат в атмосфере тотального отсутствия оптимизма. В его гражданскую войну ой как веришь: ясно понимаешь, что будет гораздо хуже, чем он не без бравады сочинил. Каким наивным кажется обличительный пафос "Мальчиков-мажоров" - их сегодняшние варианты умерли бы со смеху, услышав, за что клеймил Юрий Шевчук детей дипломатов в 80-е. И так со всем: все оказалось гораздо хуже, чем предчувствовал большой поэт Шевчук, а из нас уже выпущен воздух и нет сил на это реагировать. Что же, спасибо этому сборнику хотя бы за то, что помог вспомнить, какими мы были. Пусть это станет первым шажком к новому воздуху.
Алексей Мажаев, InterMedia