Швейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистами

САТЭРО — "НОЧКА"; "ЛЯ МИНОРЪ" - "ПЕРВЫЙ ПОДПОЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ У ДЯДИ ДИМЫ"

"Мистерия звука", серия "Нелегенды русского шансона" (тт. 7, 8). Релиз дисков состоялся в августе.
Так называемый русский шансон удобно обосновался на своей радиоволне, практически не беспокоя законопослушных граждан. Если вы не пользуетесь услугами частного извоза, то можете годами успешно избегать Михаила Круга, Катю Огонек и "Лесоповал". Для любителей шансона проводятся масштабные фестивали в крупных залах, издаются специальные журналы, несколько аудиолейблов полностью специализируются на издании артистов этого жанра. Нам же до этого дела нет: пусть себе поют про тюрьму и волю — в специально отведенных для этого местах. Когда с блатной культурой заигрывают рокеры и эстрадники, это тоже не вызывает бурного протеста. Этот феномен обычно объясняется тем, что полстраны у нас сидело, и "Мурку" наизусть знает каждый. Поэтому никого не удивляют ни заигрывающий с блатняком Сергей Шнуров, ни Гарик Сукачев с альбомом дворовых песен, ни "Несчастный случай", перепевающий "С одесского кичмана", ни Ирина Аллегрова, записавшая дуэтный альбом о тяготах разлуки с заключенным в тюрьму лирическим героем Михаила Шуфутинского. Серия "Нелегенды русского шансона" компании "Мистерия звука" первоначально тоже казалась явлением этой серии — вроде шансон, но в то же время с фигой в кармане: шансон того толка, который и приличному критику не стыдно отрецензировать. Шнуров и Гарик Осипов, издававшиеся в этой серии раньше, вполне вписывались в эту концепцию. Но седьмой и восьмой выпуски "Нелегенд" оставляют впечатление глубочайшего недоумения. Под видом "нелинейного", высокохудожественного шансона либо стебливой стилизации под него слушателю предлагается густейший "таксистский" блатняк без малейших намеков на то, что это не всерьез. Отчетные диски не должны были выходить под концептуальной обложкой — их надо было издавать на специальных лейблах, анонсировать в специальных журналах как, блин, номерные альбомы новых звезд жанра. И вряд ли стоило присылать их на рецензию журналистам, освещающим нормальную музыку.
Так что, господа издатели, мы пишем о подобных альбомах последний раз. Если под видом "Нелегенд русского шансона" вы будете выпускать самых что ни на есть банальных и до трех аккордов предсказуемых "Легенд русского шансона", не дождетесь от нас не то что слова доброго, но и вообще хоть какого-нибудь слова. Обложки двух последних томов "украшают" две такие физиономии, что не приведи господь встретить их в темном переулочке. Сатэро раза в два постарше солиста "Ля минора". Говорят, он действительно сидел, поэтому его "творчество" представляет собой вполне аутентичный блатняк. Возможно, его альбом придется по вкусу ценителям "классики жанра" наподобие Аркадия Северного. Впрочем, юмора у Сатэро гораздо меньше, зато больше всяких псевдоджазовых прибамбасов в аранжировках, что приближает его не к Северному, а к Шуфутинскому с его кабацкими блестками. "Ля миноръ" - одна из любимых групп Сергея Шнурова — в своем альбоме поет песни на народные слова и музыку В.Шелыгина. Половина треков весьма напоминает известные дворовые песни, а вторая половина - таковыми и является. Достаточно сказать, что здесь записаны "Я милого узнаю по походке" и старинная композиция "Девушка в серенькой юбке". Сидели ли в тюрьме участники "Ля минора", нам точно не известно, но, скорее всего, нет — у группы получается скорее старательное подражание пресловутой "классике шансона", чем искренний продукт.
А самое удивительное вот в чем: круг тем в этом жанре крайне ограничен, используемых аккордов и того меньше, а новых песен, крайне похожих на старые, в месяц появляется штук по сто. Какой интерес слушать одно и то же с незначительными вариациями, убей бог не пойму. У бомбил, что ли, спросить?
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+