'ЧЕРНОЗЕМ' - 'ПАВОДОК'
Тюменские последователи Егора Летова отличаются еще и беззаветным служением идеям андеграунда. Ни в каких компромиссах с официальной культурой 'Чернозем' не замечен: большинство людей вообще не подозревают о существовании такой группы. И 'Чернозем' охотно поддерживает этот культовый статус. Вот, например, альбом 'Паводок' с подзаголовком 'Непонятный праздник': это концертная пластинка, записанная в клубе 'Форпост'. Со всеми вытекающими последствиями: звук, с которым имеют дело случайные слушатели альбома, сделал бы честь подпольным магнитофонным записям 80-х годов, но в ХХI веке надо еще умудриться записаться с таким качеством. С другой стороны, это добавляет проекту цельности. Пожалуй, именно подобное звучание наиболее органично для такого культурного явления, которое за неимением более адекватного определения принято называть 'сибирским панком'. Конечно, своим недавним альбомом 'Долгая счастливая жизнь' Егор Летов доказал, что херовый звук не является самоцелью и 'Гражданская оборона' вполне способна без ущерба для искренности работать и звучать прилично, но 'Чернозем' все-таки не 'Гр.Об.', а Евгений Кокорин - не Летов. На фоне неистового Егора тюменский Евгений всегда будет смотреться немного пародийно хотя бы потому, что у него голос тоньше и жиже.
И все-таки 'Чернозем' не относится к тому крупнейшему отряду независимых музыкантов, чья независимость является их единственным достоинством. Существует мнение, что все исполнители, которых показывают по ТВ, - нехороши, а все, которых никуда не пускают, - напротив, чудесны. Эта маргинальная идея довольно популярна в народе, хотя понятно, что аргументация ее апологетов не выдерживает критики. Среди известных музыкантов полно талантливых, а среди неизвестных хватает тех, кто неизвестен вполне по делу. 'Чернозем' с трудом можно представить на 'Голубом' и даже 'Неголубом огоньке', но тем не менее у группы хватает песен, которые интересно будет послушать и людям, ориентированным на мейнстрим. Начать можно с 'Романса', открывающего альбом. 'А олигархи в джипах подтирались баксами, ведя базар с фотомоделями людей, и выясняли лесбиянки с пидарасами, чья любовь сильней', - задумчиво поет Евгений Кокорин на мотив другого известного андеграундного романса 'Не туши об меня сигарету'. Особенно ценна отстраненная интонация - понятно, что лирическому герою судьбы олигархов глубоко безразличны, а в песню они попали как часть пейзажа. Когда Кокорин оставляет романс и берется за 'Серенаду', она тоже получается далекой от канонов жанра: в тексте, в частности, упоминаются бушующие в головах вши. 'МаМаМа' - трек довольно известный, можно сказать, хит, если к философии 'Чернозема' применим этот термин. 'Если бы мы знали:' своей мощной распевностью напоминает казачьи песни. 'Налегке', 'Паводок', 'Мы падаем вниз', 'Над заборами', 'Б/П' - бальзам на души поклонников 'Гражданской обороны': интонации практически идентичны. Все перечисленные композиции, попади они в радиоэфир, могли бы наделать шороху. И отнюдь не только своей подчеркнутой андеграундностью: просто песни яркие.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)