Швейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистами

АЛЕКСЕЙ РЫБНИКОВ - 'МУЗЫКА КИНО'

'Студия Алексея Рыбникова'. Релиз бокса из пяти дисков состоялся в феврале.
Имя Алексея Рыбникова в массовом сознании (помимо рок-оперы 'Юнона и Авось') связано прежде всего с песнями из фильмов 'Приключения Буратино' и 'Про Красную Шапочку'. Между тем, Рыбников - автор музыки к десяткам фильмов, среди которых и 'Тот самый Мюнхгаузен', и 'Вам и не снилось', песня из которого 'Последняя поэма', исполненная Ириной Отиевой, имеет множество кавер-версий (ВИА 'Ялла' еще в 80-е годы, Валерия, Hi-Fi, Лена Перова с 'Мультфильмами'). Некоторые картины, к которым создал музыку Рыбников, и вовсе нынче забыты, например, 'Большое космическое путешествие', а вот песня 'Ты мне веришь или нет?' из этого фильма и сегодня остается хитом. В прошлом музыка Рыбникова издавалась на виниле миллионными тиражами, но сейчас даже популярнейшие детские песни стали редкостью. Исправить ситуацию и призван представляемый релиз, куда композитор включил свою киномузыку с 1971 по 1989 годы. Упор был сделан в основном на инструментальные композиции, однако вокальные номера также представлены. Помимо 'Последней поэмы' и 'Ты мне веришь или нет?' в оригинальном исполнении, это совершенно невероятная песня 'Млечный путь' (Лариса Берлинская и Елена Камбурова), в которой светлая печаль расставания с детством ощущается как первое смертельное прикосновение вечности. Кроме того, порадуют слух такие песни, как '15 человек на сундук мертвеца' из фильма 1971 года 'Остров Сокровищ', оттуда же - 'Малютка Дженни', первый рок-н-ролл с элементами кантри, попавший на советское радио. Песня 'Ах, бедный мой Томми' из того же фильма настроением напоминает известную 'Напрасно старушка ждет сына домой', только в данном случае речь идет об английских пиратах. И несколько неожиданный номер - песня 'Аморе' (1983 г.) на итальянском языке в исполнении Ларисы Долиной, остроумно стилизованная под царившую тогда эстраду в духе Сан-Ремо. Из инструментальной музыки наиболее известная - к картине 'Тот самый Мюнхгаузен' - вообще никогда не звучала отдельно от фильма. То же касается и инструментальных тем из 'Буратино' и 'Красной Шапочки'. Большая же часть собранной на пяти дисках музыки станет для слушателей настоящим открытием, и не только потому, что многие фильмы утратили сейчас былую известность, но и в силу того, что очищенные в восприятии от видеоряда мелодии звучат на удивление самодостаточно. Известный как выдающийся лирический мелодист, Алексей Рыбников добивается необыкновенного разнообразия и глубины, его музыка впечатляет яркой образностью и сильными чувствами. Непроизвольные мурашки по спине - достаточно типичная реакция на более чем десяток впервые опубликованных композиций. Здесь и величественная морская романтика с благородным ароматом колониального антиквариата, и оригинальные эстрадные сочинения с неожиданно совершенно французским шармом, напоминающим музыку Владимира Космы, Франсуа де Рубе, Поля Мориа, наконец. А вот композицию 'Голубая планета' (эта тема потом превращается в проникновенный 'Млечный путь', а затем и вовсе в марш для духового оркестра, этакое космическое 'Прощание славянки') мог сочинить только русский человек, настолько она залихватская, шикарная, вместе с тем щемяще грустная и философская одновременно. Стоит упомянуть и о разбросанных по всем дискам 'быстрых' мелодиях, начиная от 'Стремительной темы' из 'барона Мюнхгаузена' и заканчивая сумасшедшей 'Дракой Кота и Лисы' с виртуозной джазовой партией, исполненной на рояле самим автором. Легкий, остроумный драйв, лихо качающий бас характерны для 'Гонок', 'Вертолета', 'Темы полета'. Неожиданно психоделический оттенок несет в себе тема Красной Шапочки в загадочно-тревожной композиции 'Цветочные поля'. Есть и печальная, как бы отстраненная музыка - даже 'Тема творчества' звучит реквиемом, а 'Цветы' выглядят его органичным продолжением. Завораживает композиция 'Встреча' (1983 г.), на которую поразительно походит модная у продвинутых интеллектуалов тема из последнего фильма Вонга Кар-Вая '2046'. Но если у Шигеру Умибаяши музыка полна сумрака и безысходности, то для Рыбникова даже за порогом бытия - Смерти нет!
На дисках представлены также нехарактерные для композитора сочинения. Это саундтрек к фильму 'Русь изначальная' (1986), весьма выразительная языческая этно-психоделика, славянская готика с мистическим ореолом. А завершает диск настоящий артефакт, всего четыре композиции, но мало слушателю не покажется. Написанные в 1977 году для телесериала 'Здравствуй, день', они представляют собой фантасмагорическую смесь советских ВИА, агитпропа и хард-рока. Создается ощущение какого-то дикого постмодернистского эксперимента, сочетающего соцарт с рок-музыкой 70-х годов. Некоторое время Бари Алибасов с ансамблем 'Интеграл' возил эту программу по стране, в сериал песни не взяли. Председатель Гостелерадио товарищ Лапин сказал, что на советском телевидении такая музыка будет звучать только через его труп. Ну, а теперь, кто интересуется, - пожалуйста!
Борис Гришин, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+