Швейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистами

СБОРНИК "ЛАУРЕАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА МОЛОДЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ "ВИТЕБСК 1992-2003"

Дирекция международного фестиваля искусств 'Славянский базар в Витебске'. Релиз диска состоялся в июле.
При всем ироничном отношении к фестивалю 'Славянский базар в Витебске', куда московские журналисты в большинстве своем ездят выпить водки и умилиться возвращению в 'совок', это мероприятие в культурном отношении ничем не хуже того же Конкурса песни Евровидения. Здесь мы выносим за скобки многочисленные концерты звезд российской эстрады в Летнем амфитеатре - в конце концов, витебляне ждут этих выступлений целый год, и глумиться над простым человеческим желанием получить экстаз при виде Баскова было бы неэтично. Помимо удовлетворения культурных потребностей белорусской публики, 'Славянский базар' - это еще и конкурс молодых исполнителей, исправно проводящийся с 1992 года. Настоящий сборник представляет песни победителей и призеров этого состязания за всю его историю. Одного взгляда на трек-лист достаточно для возникновения ассоциаций с 'Евровидением'. Как и на этом всеевропейском смотре художественной самодеятельности, известные имена встречаются в списке участников крайне редко. Стилистическая политика обоих конкурсов также во многом совпадает. И там, и здесь правит бал старорежимная эстрада, у которой нет никаких шансов стать модной. Аранжировки не блещут современными ходами, а большинство песен абсолютно не годятся для радиопрослушивания или танцев. Как ни удивительно, но формат 'Витебска' - в понимании славянского слушателя - даже выигрывает по сравнению с его европейским старшим братом. Потому что конкурсанты, как правило, используют славянские мелодические приемы, часто обращаются к фольклорным напевам, которые, как ни крути, подсознательно знакомы даже русскому панку, и иногда, ничего не выдумывая, перепевают эстрадные шлягеры советского периода, всегда выигрышно смотрящиеся на фоне беспомощных новоделов этого жанра.
Еще одна аналогия: что в 'Евровидении', что в 'Славянском базаре' успех не гарантирует счастливой карьеры, а лишь придает победителю некое подобие ускорения - воспользоваться им еще надо суметь. Из участников данного сборника ни для кого, пожалуй, удача на 'Базаре' не стала решающим фактором. Таисии Повалий, завоевавшей в Витебске Гран-при в 1993 году, понадобилось несколько лет, чтобы стать на Украине популярной певицей. То же можно сказать про Александра Пономарева, который получил вторую премию в 1994 году - кстати, автором его красивой конкурсной песни был Святослав Вакарчук. Через девять лет после 'Славянского базара' Пономарев стал первым украинским участником 'Евровидения', а еще через год его соотечественница Руслана Лыжичко выиграла этот конкурс. Как вы уже догадались, Руслана тоже представлена в сборнике на правах обладательницы Гран-при 'Базара' (1996). Уже тогда она питала пристрастие к фолк-музыке и к прилагательному 'дикий': ее мелодичная композиция называлась 'Ой, летели дикие гуси', но была не в пример спокойнее ее нынешних 'Диких танцев'. Как отразились успехи в Витебске на продвижении других украинских, белорусских и югославских артистов, видимо, надо узнавать в соответствующих странах: до России сведения об их успехах не доходят, а собранные здесь песни-победители вряд ли имели потенциал международных хитов. Россия на альбоме представлена только Теоной Дольниковой (Гран-при 2001 года). Витебская победа вряд ли добавила чего-то к образу талантливой и голосистой певицы, которой очень не везет с репертуаром. Кстати, и 'Лебединую верность' Евгения Мартынова она спела на конкурсе неудачно (что победить не помешало): вместо подлинного выбивающего слезу трагизма, которым славилось авторское исполнение, Теона продемонстрировала лишь писклявые потуги на драму.
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+