Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

ОЛЕГ УСМАНОВ - 'ГЕРОИ РОК-Н-РОЛЛА'

16.07.04 17:55 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
ОЛЕГ УСМАНОВ - 'ГЕРОИ РОК-Н-РОЛЛА'

'Олма-пресс'. Книга вышла в свет в июне.
Лидер группы 'Пижоны' и бывший контрабасист 'Мистера Твистера' Олег Усманов пропагандирует свою любимую музыку рокабилли не только личным примером, но и печатным словом. Лет 15 назад я с любопытством читал в журнале 'Комсомольская жизнь' биографические заметки Усманова о рок-н-ролльщиках 50-х годов. Не исключено, что именно из этих публикаций я узнал, к примеру, имя Джина Винсента. Надо сказать, что Интернета тогда не было, а дефицит информации о западных артистах ощущался еще лет пять после открытия 'железного занавеса' и снятия запрета на рок. Любое издание, имевшее доступ к первоисточникам и публиковавшее даже не свежие новости зарубежной музыки, а просто биографии иностранных рок-звезд, пользовалось спросом у меломанов. На качество переводов и возможные фактические ошибки внимания тогда не обращали - то был период первоначального накопления информации.
За полтора десятка лет предпочтения Олега Усманова - как музыкальные, так и журналистские - не претерпели никаких изменений. Для него по-прежнему слаще всего рок-пятидесятые и оптимистичный сплав кантри с рок-н-роллом, получивший название рокабилли. Узкая специализация автора положительно отразилась на оформлении 'Героев рок-н-ролла': дизайн книги получился стильным и вполне соответствующим музыке, о которой она повествует. Почти альбомный формат, масса черно-белых фотографий, великолепно передающих даже не дух эпохи, а легенду о ней: жизнерадостные парни с набриолиненными коками, красивые гитары, огромные автомобили. Поклонникам рок-н-ролла будет очень приятно держать в руках это издание. Разочарование может подстеречь их, если они углубятся в чтение текста.
Ценность литературной работы Олега Усманова серьезно умаляет то обстоятельство, что недостатка информации у современного поколения нет. Вряд ли книгу станут читать те, для кого имена Элвиса Пресли, Чака Берри и Джерри Ли Льюиса являются пустым звуком. А вот почитатели рокабилли вправе ожидать от 'Героев рок-н-ролла' либо новых подробностей, либо искрометного изложения давно известных им фактов. Но ожидания не оправдываются. Текст Усманова местами представляет собой подстрочник с каких-то американских источников - отсюда и неуклюже звучащие по-русски фразы, и несовпадающее с общеупотребимым транскрибирование некоторых имен и фамилий (Луис вместо Льюиса, Перкинз, Джеймз Дин и т.п.), и обилие малосущественных частностей, никак не тянущих на новые подробности. Многочисленные упоминания второстепенных музыкантов и продюсеров, забытых американских телешоу и радиопрограмм указывают на то, что Усманов среди этих реалий прошлого чувствует себя как рыба в воде (или на то, что он слишком аккуратно переводил заметки иностранных газет 50-х, не заботясь об адаптации оных для нашего потребителя). В общем, это довольно странное занятие - читать на не очень хорошем русском языке общеизвестные факты из жизни рок-легенд или многословные экскурсы в устройство американской музыкальной индустрии середины прошлого века.
Впрочем, терпеливый читатель найдет в книжке и кое-что интересное: например, о том, как на самом деле записывался первый хит Элвиса Пресли, где живет Чак Берри и чем знамениты были те два парня, которые разбились на самолете вместе с Бадди Холли.
Алексей Мажаев, InterMedia