Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

25.02.2017
24.02.2017
23.02.2017
22.02.2017
21.02.2017

АЛЕША ПАЛЬЦЕВ - 'ВЕРТОПРАХЪ'

27.01.04 21:03 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
АЛЕША ПАЛЬЦЕВ - 'ВЕРТОПРАХЪ'

'Снегири'/'Ш2'. Релиз диска состоялся в декабре.
'Ш2' расшифровывается как 'Шансон с человеческим лицом'. Что именно представляет собой этот альтернативный шансон и почему он так называется - определить сложно. С французской эстрадой, так же как и с приблатненным 'русским шансоном', этот жанр имеет мало общего, а под саблейблом 'Ш2' уже вышли весьма разноплановые CD - 'Хоронько-оркестра' и Карла Хламкина, групп 'Паперный ТАМ' и 'Паприкаш'. Теперь к этому списку добавился дебютный альбом Алеши Пальцева 'Вертопрахъ'.
Алеша Пальцев - enfant terrible кабаретной культуры начала ХХ века. Его композиции напоминают романсы Вертинского и Утесова, сильно подкорректированные современной эстетикой и свободными нравами. Куртуазная лирика Пальцева, как и полагается, всецело посвящена женщинам и пикантным подробностям их жизни. Чего стоят одни только названия - 'Женщина с веслом', 'Девочка off:', 'Девочка ?2', 'Девочка: продолжение следует'. Некоторые метафоры альтернативного шансонье, так же как и сюжеты его песен, могут вызвать брезгливую ухмылку эстетствующей интеллигенции, тайно мечтающей приобщиться к богемной жизни, или возмущение старшего поколения. Но нельзя не отметить, что фразы, в которых современные выражения соседствуют с манерным слогом XIX века, забавны и оригинальны: 'Ну, и на что же пыл Ваш потратился? Да, вхожи в Кремль, да, в Швейцарии счет. Вы теперь говорите, цитирую, 'трахаться' вредно и грех, мол, накажет чорт' ('Девочка off:') или 'Ты иногда тиха, как мышь, но иногда ты мне хамишь' ('Лоле (Кто я тебе?)').
Часто необычная строфика, как, например, в песне 'Капитан' - 'И на 'Мерседесе' (ну, а лучше - в ландо), едут (или мчатся) в свой за городом дом, и в порыве страсти та же ноточка 'до', все 'от и до', - порождает специфические музыкальные структуры, которые по своим масштабам и разнообразию мелодического материала выходят далеко за рамки классического романса или эстрадной песни. Мелодии композиций стилистически близки романсам, а вот в аккомпанемент попадают и джаз ('Праздник'), и ритм-энд-блюз ('Ядовитый цветок'), что придает душещипательным изысканным интонациям пародийный оттенок. Кроме того, фортепианные идиомы салонной музыки XIX века звучат в сочетании с изысканно порочным голосом автора нарочито нелепо - в результате сочинения Пальцева воспринимаются как китч ('Женщина с веслом', 'Май'). Впрочем, иногда попытки посмеяться над всем и вся приводят к самопародированию ('Вертопрахъ', 'Деньги'), и закономерен вопрос: может быть, творчество Алеши Пальцева - всего лишь очередной посмодернистский экзерсис?
Наталья Светлакова, InterMedia