Швейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистами

«ЗИМА» - СЕРИЯ «РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА»

«Снегири». Релиз диска состоялся в декабре.
Наконец-то производители отечественной аудиопродукции решили, что не все время надо гнаться за модой, пора оглянуться назад, посмотреть в прошлое, вернуться к истокам русской музыки. Важным шагом на этом пути стал выпуск первого диска серии «Русская традиционная музыка» - «Зима». Прослушав диск, получаешь полное представление о русском фольклоре и духовной музыке конца XIX - начала XX века, приуроченной к зимним праздникам. Единственное «но» - на диске представлена традиционная музыка только южнорусских областей - Воронежской, Белгородской и Курской, о чем свидетельствует характерное пение с подводкой и малороссийское произношение некоторых слов. Кроме того, вопреки устоявшимся представлениям, фольклор тоже развивается и видоизменяется, поэтому песни, вошедшие в альбом, слышали наши дедушки и бабушки еще будучи детьми, а теперь воспроизводят их по памяти, добавляя современные метафоры и изобретая неологизмы. Надо отдать должное авторам проекта, что они выбрали не самые «аутентичные» записи, где исполнители забывают слова и нет ни одной нефальшивой ноты (почему-то считается, что это и есть подлинное искусство). Сборник вряд ли порадует поклонников хора Пятницкого, но зато вызовет несомненную благодарность со стороны фольклористов, цепляющихся за исчезающие традиции.
Из всего календарного цикла самые продолжительные празднества падали на период, называемый Зимними святками. Период святок открывался Рождеством, затем следовал Васильев день (по-нашему - Новый год) и завершалось все праздником Святого Крещения. Колядовали и под Рождество, и перед Васильевым днем, однако тексты припевок отличались друг от друга не по содержанию (основа любой колядки – прославление хозяйского двора и просьба одарить колядующих), а рефренами: вместо слов «коляда» или «щедрый вечер» пелось «авсень» или «таусень». Колядки - один из самых древних жанров, дошедших до нас, поэтому и отличаются они завидной простотой - примитивная мелодия повторяется с началом каждой новой фразы. Примерами разнообразных колядок и щедровок на диске служат «Авсень, перепелка», «Бабусень», «На вашем дворе», «Добрый вечер», «Я ходила, я гуляла», «Колида, пойду по дорожке», «Колида, ходим-бродим». Более сложные песни, судя по всему, возникшие позднее, пелись на утро Васильева дня. Силлабические стихи сменялись тоническими, попевки превращались в протяженные мелодии без рефренов. «Сета, сета», «Ходя Илий и Василий» - типичные образцы подобных песен, называемых посевальными.
Естественно, одним колядованием гуляющие не ограничивались. Во время святочных игр пелись шутливые песни типа «Го-го-го коза» и «Ой, талды, талды». Для девушек наиболее привлекательной частью зимних праздников являлись гадания на Святки и Крещение. Любое гадание сопровождалось пением, один из примеров подблюдных припевок-гаданий с кольцом - «Ой, Иисус Христос» - представлен на диске в развернутом виде с множеством куплетов и пояснениями.
Разнообразие жанров зимнего праздничного цикла дополнялось музыкой духовного содержания. Празднование Рождества начиналось с гимна «С нами Бог», а затем пелись специальные тропари, кондаки, ирмосы и стихиры («Господу Иисусу рождшуся», «Велие и преславное чудо»). Обязательным считалось исполнение духовных стихов («Дар Божий», «А вчера с вечора»), величальных праздничных песен и христославий («Ныне Адаме», «Слава буди в вышних Богу»).
Представленные на CD богослужебные песнопения, духовные стихи и христославия записаны в исполнении ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин». Зимние песни собраны и озвучены в характерной местной манере исполнения участниками московского ансамбля «Жар». Записи щедровок и посевальных новогодних песен из Восточного Полесья в аутентичном звучании, исполненные певицами села Казацкие Балсуны, села Яново и деревни Залядье Ветковского района Гомельской области, предоставлены собирателем музыкального фольклора М.М.Горшковым.
Наталья Светлакова, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+