НАЙК БОРЗОВ – "СУПЕРМEND"
Релиз диска состоялся в декабре.
Теперь трудно себе представить, что проект Найка Борзова раскручивался "Снегирями" наудачу, без всяких далеко идущих планов и желаний завоевания мира. Так, во всяком случае, гласит легенда. Все уж больно один к одному: процент хитов и просто хороших песен, харизма странноватого путешественника Найка, отмыленно-замыленное (в зависимости от варианта) слово "кокаин" и группа "Х.З." в прошлом – все работало на феномен Борзова, человека и мегазвезду. Общественность тихо шизела, подпевала "Трем словам", колбасилась под "Лошадку" и лила слезы рекой под "Последнюю песню". А главное, общественность, известная своей ненасытностью, требовала еще Найка Борзова, и поновее, и побольше, главное.
Как результат – появляется диск "СупермEND". Он же – "Супермен", только, как выразились бы компьютерные люди, upgraded & patched. К уже имевшемуся набору песен щедрой рукою досыпано ремиксов (о них отдельно), несколько поменялся порядок (что понятно) и изменилась обложка. По мнению испорченных музлюбителей, первая была лучше. Но пес с ней, с обложкой. Главное, что диск, кажется, необходимую задачу выполнил и сенсорное голодание упоминавшейся общественности насытил. Особенно были довольны те, кто первого диска вообще не получил (в результате собственной ли нерасторопности или по чьему злому умыслу – уже неважно).
Рассуждать о содержании, калорийном балансе и удельной плотности альбома в двести восемьдесят третий раз – право слово, неизящно. Да. Все это весьма и весьма хорошо. Ну, кроме ремиксов (но о них отдельно). Иногда даже кажется, что Борзов – единственная настоящая фигура среди наших музыкантов, исповедующих гитарную музыку. Некоторые песни, будучи услышаны впервые (да-да! И такое возможно…), производят впечатление благоприятное и неизгладимое. Словом, сплошной Мерри Кристмас и победа сил Добра над силами Разума.
Когда же дело доходит до ремиксов, начинаются всяческие смешки и тычки ногой под столом. Ремикширование обслуживали столь полюбившиеся Найку "Виды рыб", находка лейбла "Легкие" – прибалты Happyendless, "Золотой Everyday" и Divan (о двух последних сообщить, к сожалению, нечего). Очень похоже, что ремиксы делались, исходя из какой-то запутанной и сугубо постмодернистской сверхзадачи. Так, например, "Лошадка", исполненная Борзовым вживую вместе с "Видами рыб" в "16 тоннах", вызывает конвульсивные взбрыки и ржание, потому что Найк в ноту попал раза, наверно, два. И как только он начинал соответствовать тональности, так подлые "Виды…" ее тут же меняли, и певец оказывался один на один с безумной модуляцией, оценить которую смог бы, наверно, только Прокофьев. Чуть получше со всем остальным, но все равно загадочно.
Впрочем, чего брюзжать! Ремиксы – они всегда странноватые. Пока нашим ремикшерам удаются только единицы, и их чаще всего знает вся страна. К тому же ремиксы – это наносное. Пройдут века, ремиксы на Борзова пропадут в архивах Центрального накопителя музыки, а "Три слова" будут изучать в музыкальных ВУЗах на предмет соотношения звукового ряда и скрытого послания к потомкам. В то же, что "Лошадке" рано или поздно поставят памятник, – в это верится так же безоговорочно, как и в победу "Спартака" в Лиге чемпионов.
Владимир Боровой, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)