АЛЕКСАНДР ГРИН – «КОГДА-НИБУДЬ…»
Диск предоставлен компанией «Мистерия звука».
Релиз состоялся в июле.
Мы, попсовые журналисты, люди простые, но эстетики не чуждые. Среди нас есть те, кто знает фамилии Спиваков и Гергиев. Встречаются даже интеллектуалы, способные отличить БСО (Большой симфонический оркестр) от ГАСО (Государственный академический СО). А вот автор этих строк в целях расширения культурного кругозора дважды бывал на спектаклях театра-кабаре «Летучая мышь». Еще был жив создатель театра Григорий Гурвич, и молодые красивые солисты и солистки задорно пели фрагменты из лучших мюзиклов мира. В безнадежно испорченную попсой голову полезли безумные мысли: здорово поют… на эстраде так почти никто не умеет… им бы в телевизор, там бы они всех убрали… Почему же они этого не делают, ведь внешние и вокальные данные позволяют?
Диск Александра Грина «Когда-нибудь…» дает исчерпывающий ответ, почему. Потому что богу богово, а кесарю кесарево. А смешивать два этих ремесла…
Бывший солист «Летучей мыши» Александр Гришечкин, сменив музыкальную ориентацию, стал Грином. Намек был прозрачным: вот вам, погрязшим в безвкусице, новый герой, длинноволосый красавец с поставленным голосом и романтическим псевдонимом. Увы, времена Ассолей канули безвозвратно: новая фамилия Гришечкина теперь ассоциируется не с автором «Алых парусов», а с цветом бакса. Второй и ключевой проблемой стал подбор эстрадного репертуара для бывшей мюзикловой звезды. Непритязательная, хотя и неизменно популярная «умца-умца» в нашем случае не подходила, поэтому композиторам и поэтам было дадено задание сочинить что-то в духе советской песни. Два Зубкова и один Кулаков, а также текстовики Арсенев, Тихомиров, Харин и Ордынец с задачей справились – профессионалы все ж таки. Прослушивание диска навевает воспоминания о временах Льва Лещенко, Рената Ибрагимова и Яака Йоалы. Александр Грин старательно и тоже очень профессионально пропевает неизменные тексты о любви. Только для кого все это? Для молодежных телеканалов песни Грина – явный неформат, десятки эфиров в платных программах особого толка тоже не принесли. Остается надеяться на телеканал «Московия» и на узкий круг слушательниц, 20 лет назад фанатевших от Сергея Захарова. Вот они могут полюбить Грина.
Уйдя из театра на эстраду, певец попал в очень сложное положение. Здесь его никто не ждал. Мечтал ли он при этом срубить легких попсовых денег или хотел поднять культурный уровень жанра – неважно. Тут надо не столько петь, сколько работать локтями. А в театре его наверняка осудят. Это особый вид снобизма – перебиваясь с хлеба на воду, служить высокому искусству. Моральное право осуждать продавшихся коллег типа Баскова для некоторых людей искусства куда важнее бутерброда с икрой.
Алексей Мажаев
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)