Филипп Мануилов, Екатерина Чичеткина/InterMedia

Чем запомнилась «Российская креативная неделя»: «новая нефть», блокчейн и Теодор Курентзис

Форум «Российская креативная неделя» впервые прошел в Москве и более чем 100 городах России с 7 по 13 сентября 2020 года. Более 500 мероприятий состоялись в московском Парке Горького: бизнес-форум, выставки, лекции, мастер-классы, паблик-токи и др. В общей сложности форум собрал более 700 спикеров и тысячи участников. Организаторами мероприятия выступили ФГБУ «Роскультцентр», фонд «Инносоциум» (социальная платформа фонда «Росконгресс») и Российский книжный союз.

С 11 по 13 сентября на территории Пушкинской набережной Парка Горького работали 11 лекториев по креативным индустриям: дизайну, кино, новым медиа, искусству, компьютерной графике, информационным технологиям, разработке компьютерных игр, моде, издательскому делу и журналистике, музыке и саунд-дизайну, маркетингу и коммуникациям, образованию в креативных индустриях, архитектуре и урбанистике, телевидению.

Владимир Познер и Ксения Собчак

Кураторами образовательных программ стали:

  • Владимир Познер (журналист и телеведущий);
  • Тереза Иароччи Мавика (генеральный директор фонда V-A-C);
  • Йован Йеловац (директор Belgrade Design Week);
  • Антон Городецкий (руководитель медиапроекта Player One);
  • Егор Альтман (президент Alt Communication Group);
  • Арман Яхин (генеральный директор Main Road Post);
  • Ани Асланян (основатель телеграм-канала @blockchainrf);

и другие эксперты креативной сферы.

Сергей Шнуров

Как подчеркнул в своем приветственном слове на открытии «Российской креативной недели» первый заместитель руководителя Администрации президента Российской Федерации Сергей Кириенко, креативные индустрии – один из драйверов экономического развития в современном мире:

– Для России это – хорошая новость. Мы все знаем, что россияне сильны находчивостью, импровизацией, непредсказуемостью, поэтому время развития креативных индустрий – это наше время, – заявил он.

Сергей Кириенко

По мнению г-на Кириенко, уже сегодня креативному сообществу, крупному бизнесу и государству необходимо совместно определить, какие условия необходимо создать в России, чтобы эти индустрии беспрепятственно развивались и успешно конкурировали на мировом рынке.

Одним из главных событий «Российской креативной недели» стал первый Форум креативного бизнеса, который объединил крупных государственных деятелей, глав компаний и лидеров творческого сообщества для обсуждения ключевых экономических и юридических вопросов, стоящих перед креативными индустриями. В частности, присутствующие обсудили, каким должен быть закон о креативных индустриях и как превратить креативный потенциал россиян в «новую нефть», а также поговорили про форматы образования будущего и потенциал журналистики.

На одной из первых значимых встреч «Креативные индустрии: содержание, измерение и меры поддержки» был поднят один из главных вопросов Недели, впоследствии неоднократно обсуждавшийся на всех площадках – что же такое «креативные индустрии», какова их структура, по каким признакам организации будут включаться в их состав и, соответственно, получать господдержку.

Директор Роскультцентра Марина Абрамова, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова, первый проректор ВШЭ Леонид Гохберг, заместитель директора Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ ВШЭ Михаил Гершман, заместитель Министра культуры РФ Максим Ксензов, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев, директор Российской кластерной обсерватории Евгений Куценко и другие в результате детального разбора констатировали, что методологии изучения указанных индустрий сильно отличаются в разных странах, приводимые различными источниками цифры серьёзно разнятся, так что однозначного ответа на этот вопрос нет – условились продолжить детальное изучение вопроса на площадке ВШЭ. Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов поднял вопрос о форме собственности участников индустрий – в этот момент неожиданно выяснилось, что в «креативных индустриях» в России не так много предпринимателей, зато очень много бюджетных организаций разного уровня подчиненности.

Евгений Сафронов

Специальную площадку «Сделано в Москве», посвященную креативным индустриям столицы, открыл Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Здесь прошли дискуссии, диалоги с экспертами, презентации креативных стартапов и выставка «Креативные инновации Москвы».

Так, на одной из секций было объявлено, что Правительство Москвы обсуждает дополнительные меры поддержки для креативных технопарков. Об этом сообщил заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Кирилл Ильичев:

– Подготовлен проект постановления о дополнительных мерах поддержки, в том числе и для управляющих компаний (креативных) технопарков. Документ сейчас обсуждается Правительством Москвы.

Андрей Кричевский

В рамках «Российской креативной недели» ассоциация IPChain организовала дискуссионную площадку IPQuorum.Creative, посвященную интеллектуальной собственности.

– Если посмотреть публичную отчетность топ-500 компаний мира, то мы увидим, что инвестиции в нематериальные активы у них достигают 94% от общего объема вложений. Это подтверждает, что объекты интеллектуальной собственности уже стали ликвидными в условиях высокой конкуренции на зарубежных рынках. Подстегнуть их развитие в России призваны креативные индустрии. Вместе с тем пандемийный год показал, что именно креативные индустрии остаются наиболее уязвимым звеном несырьевой экономики. Получив нужную поддержку, творческий сектор сможет формировать новые рабочие места и активно предлагать перспективные идеи для решения экономических задач, – отметил председатель Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский.

В рамках IPQuorum.Creative 13 сентября состоялись дискуссии и круглые столы «Интеллект – ликвидный актив или вечный венчур?» и «Запустить Ренессанс 2.0 – что должны знать новые Леонардо».

Тинатин Канделаки

В лектории «Издательское дело и журналистика» 12 сентября состоялся прямой разговор с министром науки и высшего образования Российской Федерации Валерием Фальковым. Министр отметил, что в его понимании креативные индустрии можно смело назвать экономикой знаний и отождествить с высшим образованием в целом. Пандемия затронула работу высшей школы незначительно. За четыре месяца студенты и преподаватели поняли ценность живого общения и начали учебный год в традиционном формате. Появилось осознание, какие активности можно перенести в онлайн, а какие – нет. Главная задача университета – это прежде всего социализация. Социальные сети и цифровые коммуникации не смогут в полной мере восполнить опыт прямого, живого общения с научным наставником или однокурсниками.

Министр отметил, что современный мир движется к тому, что профессий в креативной индустрии становится больше, и задача образовательной системы – ориентироваться на индивидуализацию, быть более гибкой и наращивать социогуманитарный компонент. Так, профессиональные дисциплины должны быть обязательными для обучения, но у студента должно быть право выбора дополнительных предметов: иностранного языка, культурологии, зарубежного регионоведения и других. Таким образом, будет сформировано междисциплинарное знание.

Участники бизнес-форума, среди прочего, обсудили роль государства в судьбе креативных индустрий. Генеральный директор медиахолдинга «Национальная Медиа Группа», куратор направлений «Кино» и «Телевидение» Ольга Паскина отметила:

– Чем меньше экономический рынок, тем больше должна быть доля государственного участия. И наоборот. Поддержка нужна, но необходимо стремиться к тому, чтобы творческие индустрии не висели бременем на шее у государства, а развивались сами и развивали экономический потенциал страны. В этом смысле «Российская креативная неделя» стала отличной платформой для диалога между представителями разных творческих секторов и государством. Важно, чтобы такие встречи проходили регулярно.

Теодор Курентзис и musicAeterna

Хедлайнером культурной программы «Российской креативной недели» стал Теодор Курентзис: 12 сентября оркестр и хор musicAeterna выступили под управлением дирижера в концертном зале «Зарядье».

В рамках культурной программы 11 сентября нижегородские художники Артем Филатов и Иван Серый совместно со студией дизайна Kurt Studio представили инсталляцию «Горький опыт», посвященную жизни и творчеству Максима Горького, а на сцене «Школы современной пьесы» состоялся гала-вечер Пермского театра оперы и балета.

Марина Абрамова

– «Российская креативная неделя» - событие федерального масштаба, в которое были вовлечены сотни городов по всей России, участие в мероприятиях приняли более 700 спикеров. Мы очень рады, что нам удалось объединить все креативные индустрии, обсудить новые форматы сотрудничества, инициировать диалоги между представителями творческих сообществ, власти и бизнеса, – сказала директор «Российской креативной недели» и ФГБУ «Роскультцентр» Марина Абрамова.

Уверенность в том, что «Российская креативная неделя» станет ежегодным событием, выразил Сергей Кириенко. Он также предположил, что уже в 2021 году количество индустрий, отнесенных к креативным и представленных на форуме, увеличится.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости