Представители киноиндустрии высказались о поправках к закону о кинофестивалях

Поправки к закону о кинофестивалях, принятому в июле 2018 года, прошли первое чтение в Государственной Думе, которое проходило 17 октября 2018 года. Тем не менее, оговоренные смягчающие меры по-прежнему считают недостаточными многие представители киносообщества. «Фонтанка.ру» опросила некоторых из них на предмет того, что в новом законодательстве продолжает вызывать вопросы.

Олег Березин, генеральный директор компании «Невафильм» (на фото):

— С моей точки зрения, это весьма косметические правки. Да, они убирают обязательность наличия жюри и некоторые другие пункты, но кардинально проблемы не решают. А она заключается не в этом законе. А в том, что логичное, казалось бы, желание государства заниматься фиксацией прав на кинопоказы в конечном счете становится инструментом цензуры. Под ней понимается право чиновника что-то разрешить или не разрешить в силу своих представлений о добре и зле.

В законе сохраняется новелла, связанная с тем, что Министерство культуры будет вести некий реестр фестивалей. То есть чиновники станут определять, быть такому фестивалю или не быть. Получается, что это ещё одна форма разрешительного удостоверения. Раньше было только прокатное, а теперь возникнет «фестивальное». Это увеличит инструменты регулирования, и так абсолютно избыточные. Юридически мне непонятен и вопрос: а если у меня есть прокатное удостоверение, но мой фестиваль не зарегистрирован в Минкультуры, могу ли я проводить этот фестиваль?

Понятно, откуда выросли эти поправки. В Госдуме — новый председатель комитета по культуре, нужны какие-то позитивные изменения на рынке. Но только не очень-то верится во все эти смягчения.

Тамара Ларина, куратор «Артдокфеста»:

— Новые поправки кажутся будто бы хорошей новостью. Действительно, слава богу, что фестивали смогут быть не только конкурсными, но и, например, просветительскими, и на них можно будет демонстрировать кино без прокатного удостоверения. Хорошая новость — и возможность альтернативного проката в музеях. Но это все мелкая рыбка. На мой взгляд, охота идет по-крупному. После 1 ноября Министерство культуры должно будет объявить список фестивалей, аккредитованных какой-то их ведомственной комиссий. Очевидно, что государство применит цензуру. Причём не запретом каких-то нежелательных к показу фильмов (не выдав «прокатку»), а на базисном уровне, так скажем, — на стадии разрешить или не разрешить существование того или иного фестиваля. Тогда и будет ясно, как жить дальше. Вполне очевидно, что «Артдокфесту» сложно будет остаться в первозданном виде, если киносмотр не получит аккредитации Минкульта.

Марина Штауденманн, директор Манхэттенского фестиваля короткометражного кино в России:

— Эти поправки еще потребуют досконального изучения, но на первый взгляд, ситуацию именно для нашего фестиваля они не улучшат. Мы его проводим одновременно в 350 городах мира, включая 30 городов в России. В Петербурге, например, он организован одновременно в четырех местах, где состоится минимум по десять сеансов. Почему нас хотят ограничить пятью сеансами — мне совершенно непонятно. Я пока не просчитывала рентабельность пяти сеансов, однако уже понятно, что в любом случае нам придется отказываться от небольших площадок и малых залов. Мы просто не сможем разместить всех желающих. Либо, к вопросу об экономике фестиваля, нам придется повышать цены. Но честно говоря, все предстоящие перемены пока даже трудно осознать.

Максим Павлов, заведующий отделом кинопрограмм Государственной Третьяковской галереи:

— Для организации ретроспективных и образовательных кинопоказов Третьяковской галереи поправки в таком виде подходят идеально. Мы — музей, у нас подобного типа кинопоказы проводятся в культурно-просветительских целях, не ставят целью получение прибыли и являются частью уставной деятельности. Более того, наш кинотеатр зарегистрирован в ЕАИС, а из федеральных музеев я знаю только два с абсолютно легально действующими кинотеатрами — кроме нас, это музей Великой Отечественной войны. Мы можем показывать как прокатные фильмы, так и организовывать всевозможные кинообразовательные программы.

Если рассматривать ситуацию шире, то есть три вещи, которые было бы желательно изменить в законопроекте. Во-первых, поправки разрешают показывать без прокатного удостоверения отечественные фильмы, находящиеся в общественном достоянии, — если эта демонстрация «некоммерческая». Мне кажется, это слово здесь лишнее, потому что у нас некоммерческое является синонимом бесплатного. А музеи, клубы, парки иногда продают на свои показы очень дешевые билеты, так как находятся в ситуации, когда должны выполнять требования по увеличению внебюджетных доходов и зарабатывать деньги. 50, 30 рублей даже для провинции — не такие большие суммы, тем более что на такие показы нередко приглашают лекторов, кураторов.

Более сложная поправка — хотелось бы убрать союз «и» в предложении о том, что удостоверения не требуются для показа фильмов «исключительно в культурно-просветительских целях и в рамках осуществления уставной деятельности музеями, выставочными залами или образовательными организациями». Этот союз позволяет трактовать нормы двояко. Ведь с культурно-просветительскими целями могут действовать разные организации — и общества с ограниченной ответственностью, и автономные некоммерческие общества, и индивидуальные предприниматели, но в их уставных документах такого рода деятельность не прописана, а законодательно она чётко не определена. То есть всегда возможно свободное толкование этого понятия теми или иными регуляторами и контролирующими органами.

Наконец, что касается образовательных учреждений. В законопроекте указано, что правом на прокат без прокатного удостоверения могут пользоваться только те, что реализуют «основные образовательные программы». Но ведь есть большой блок дополнительного образования детей, который использует в своей деятельности фильмы, в том числе и те, что производят сами дети. Большинство наших анимационных кружков, детских киностудий созданы в учреждениях дополнительного образования.

Если эти вещи во втором-третьем чтении учесть, то статья, по-моему, будет почти приближена к идеалу.

Евгений Крас, сооснователь компании «Иноекино»:

— Поправки, конечно же, полезные, и мы предпринимали всевозможные усилия, чтобы они были внесены. Но это была бы не Россия, если бы законопроект все равно не оказался максимально «кривым». Сейчас в документе невероятное количество непонятных юристам формулировок, таких как «культурно-просветительская деятельность» и «межгосударственное сотрудничество» — что это и как будет учитываться? Плюс никому не ясно, как будет выглядеть реестр фестивалей, как в него попадать и кто это будет решать.

Разрешение показывать в «культурно-просветительских целях» всем, кроме кинотеатров, — это вообще какой-то сюр. То есть музеи могут показать что угодно и никого не спрашивать, но если тоже самое захотеть показать в кинотеатре, то нужно прокатное удостоверение. Где вообще логика?! Но то, что из закона исчезнет понятие конкурса, жюри — это, конечно же, плюс. Хоть и небольшой. А в остальном вопросов к поправкам и к тому, как они будут работать, — множество.

(Алина Циопа, Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру», 18.10.18)

Последние новости