Итоги «Кино Экспо»: новинки проката, первый трекер киноаудитории, попкорн и много digital

Санкт-Петербургский международный контент-форум «Кино Экспо» прошел на территории «Экспофорума» с 18 по 21 сентября 2018 года. Мероприятие включало в себя презентации и показы фильмов, деловую программу по двум тематическим потокам – «Кинотеатры» и «Кино, ТВ, Digital», – а также мастер-классы и университет «Кино Экспо».

В рамках презентаций промо-материалы к предстоящим фильмам продемонстрировали ключевые дистрибьюторы, работающие в России: «Централ Партнершип», «Каропрокат», «Наше кино», Warner Bros. Pictures и «Каро Прокат», Walt Disney Studios, Sony Pictures Releasing, «Люксор», «Пионер», «ПРОвзгляд», 20th Century Fox и Universal Pictures. Кроме того, гостям форума представили две отечественные картины, выход которых намечен на ближайшее время: «Непрощенный» (27 сентября) и «Без меня» (11 октября).

Тематический поток «Кинотеатры» открылся форумом «ВедуКиноБизнес», в рамках которого выступили специалисты из компании «Премьер Зал» (вторая крупнейшая в России киносеть по числу экранов), а также их партнеры из Magna Tech Electronic, занимающиеся разработкой программного обеспечения. Они рассказали о собственных кейсах в сфере развития кинопоказа, бизнес-коммуникации, обучения персонала и повышения доходов бара, а также инициировали дискуссии на эту тему. Кроме того, компания представила сервис Primefilms.store – онлайн-библиотеку, которая должна решить проблему разового проката фильмов, уже вышедших из репертуара, а также независимого и альтернативного контента.

Семинары и презентации для управляющих кинобарами и специалистов по общественному питанию в кинотеатрах провели специалисты компаний «Премьер-Зал», «Деловая Русь», «Техника Плюс» и Monin.

Международная конференция «Бизнес кинотеатров: Зрители. Контент. Онлайн», организованная «Кино Экспо» совместно с «НеваФильм R&D Cinema» при поддержке Ассоциации владельцев кинотеатров, объединила дистрибьюторов, владельцев кинотеатров, билетных сервисов, аналитиков и онлайн-кинотеатры. Они обсудили привлечение кинозрителей в кинотеатры и изменение их поведенческих паттернов, репертуарное планирование в 2018 году (распределение релизов, возрастные ограничения, влияние «раздвижки» дат на посещаемость кинотеатров и изменение зрительских предпочтений в сторону российского кино), взаимодействие кинотеатров и легальных онлайн-видеосервисов, а также влияние «цифрового окна» на бизнес.

На конференции «Инновационные решения для повышения эффективности бизнеса кинотеатров и киноиндустрии в целом», пожалуй, главным событием стала презентация «Кинозрителя» – первого российского трекера киноаудитории, разработанного Фондом кино совместно с маркетинговым агентством Wanta Group. Благодаря приложению, которое появится в AppStore и Google Play до конца 2018 года, можно будет отслеживать такие характеристики аудитории кинотеатров как половозрастной состав, частота посещений, индекс «сарафанного радио» – готовность рекомендовать только что просмотренный фильм другим людям (NPS), общая оценка картины, причины ее выбора (что именно зацепило), уровень осведомленности о будущих релизах и готовности пойти на них в кино. Позже список будет дополнен.

Тематический поток «Кино, ТВ, Digital» открылся всероссийским питчингом дебютантов, организованным Союзом кинематографистов России при поддержке Фонда Президентских грантов, «Кино Экспо» и Санкт-Петербургского международного Контент Форума, Национального фонда поддержки правообладателей, компании Canon и Молодежного центра Союза кинематографистов Санкт-Петербурга.

Для участия в питчинге были отобраны десять проектов, авторы которых выступили очно перед экспертным советом, который состоял из российских кинопродюсеров и представителей профильных СМИ. Перед началом мероприятия с видеообращением выступил председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков.

Круглый стол, посвященный производству аудиовизуального контента в регионах, был организован Ассоциацией продюсеров кино и телевидения, Агентством стратегических инициатив, Фондом кино и Санкт-Петербургским международным Контент Форумом. Участниками дискуссии стали руководители кинокомиссий разных регионов, а также представители кинокомпаний.

– Союз кинематографистов и Молодежный центр более трех лет регулярно посещает регионы, проводит мероприятия, круглые столы, питчинги и встречи с молодежью. Раз в год мы готовим рейтинг регионов по нескольким направлениям: регулированию кинематографии, кинопроизводству, работе с внешними студиями и кинопрокату. Но нам кажется очень важным и развитие таких параметров, как кинофестивали, кинообразование, развитие киносообщества. Нам важно наличие в регионах крепкого киносообщества, на которое смогут опереться московские, петербургские продюсеры, – заявил директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин.

На круглом столе обсуждался опыт взаимодействия продюсеров и чиновников, наиболее успешные кейсы, включая как организацию работы, так и положительный эффект для экономики регионов, а также насущные потребности кинокомпаний. Регионы также рассказали о созданных кинокомиссиях и предоставляемых услугах, которые в каждом регионе отличаются. Это рибейты (возмещение части затрат на съемки), согласование съемок, поиск локаций, аренда оборудования и транспорта и т.д.

Мартин Канцлер

Международная конференция «Проблемы и перспективы российской киноиндустрии», организованная Европейской аудиовизуальной обсерваторией, началась с выступления представителей этой организации. Так, аналитик кинорынка в Европе Мартин Канцлер и глава юридического департамента Майя Капелло рассказали о европейской киноиндустрии в цифрах. Россия в 2017 году впервые оказалась на первом месте в Европе по числу проданных билетов. Затем компания «Невафильм Research» представила результаты своего исследования, касающегося ключевых трендов российского кино в области кинопоказа, кинопроката, кинопроизводства и законотворчества.

Топ-10 стран по количеству проданных билетов, 2017 г., млн.

Круглый стол, посвященный проблемам и перспективам, прошел с участием Фонда кино, а также компаний Disney, «Киномакс» и «Марс медиа». Среди проблем спикеры отметили сложность в поддержании положительных трендов, рост числа фильмов, которые стремятся занять прокат, излишний контроль со стороны государства, а также общеэкономические проблемы. Драйверами роста они назвали рост числа кинотеатров в малых городах, рост уровня сервисов в кинотеатрах и усиление роли телеканалов в производстве и продвижении фильмов.

– Малые города пока не приводят много зрителей, за все время там продали 10 млн билетов. Вроде, немного. Но ведь мы понимаем, что каждый проданный там билет – это маленький кирпичик в фундамент того, что дальше будет работать лучше, – заявил исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев.

Антон Малышев

Конференция «Digital Media. Контент в единой цифровой среде: от ТВ и OTT-медиа до кинотеатров и мобильных устройств. Дистрибьюция и доставка, маркетинг, монетизация» оказалась настолько масштабной, что организаторам пришлось разбить ее на три дискуссионные сессии. На них выступили спикеры, представляющие дистрибьюторов, онлайн-кинотеатры, видеосервисы, маркетинговые компании и телеканалы.

Так, были затронуты вопросы, касающиеся роста в сфере digital, трансмедийных проектов, адаптации контента для разных медиа и площадок, новых технологий производства и доставки контента.

– Всем нужны эксклюзивы, чтобы дифференцировать свои подписные модели, библиотеки, продукты, – заявил в своем выступлении директор по стратегическим партнерствам онлайн-кинотеатра Start Дмитрий Гудмак.

Кроме того, заместитель директора департамента защиты бренда и интеллектуальной собственности компании Group-IB Дмитрий Тюнькин рассказал об онлайн-пиратстве и произошедших в этой сфере изменениях, а также трудностях, с которыми сталкивается государство при попытке заблокировать пиратский контент.

– В борьбе с пиратством основной тезис – удалить, заблокировать, ограничить доступ. В случае с CDN эта задача решается со скрипом, сложно сказать, решается ли она вообще. CDN – это децентрализованная структура, – заявил спикер.

Помимо форумов и семинаров все дни на выставке можно было пройти мастер-классы F&B (Food and Beverage – Еда и Напитки). Компании «Деловая Русь» и «Техника Плюс» на своих стендах рассказывали и демонстрировали различные технологии приготовления попкорна, бургеров, сахарной ваты и других продуктов, популярных в кинотеатрах.

Павел Соломатин, InterMedia

Фото: InterMedia, Европейская аудиовизуальная обсерватория, «Невафильм»

Последние новости