Правообладатели теряют 8,5 млрд рублей в год из-за нейросетей
В Ассоциации музыкальной индустрии (АМИ) оценили ущерб, который наносит авторам и правообладателям широкое распространение генеративной музыки с учетом динамики роста музыкальной индустрии. Сегодня основные каналы распространения музыкального контента — стриминговые сервисы, публичное исполнение, где основная доля приходится на фоновую музыку, а также эфирное и кабельное вещание. Согласно подсчетам АМИ, авторы и правообладатели теряют 8,5 млрд рублей в год, даже несмотря на то что сам российский стриминг растет на 40% в год, то есть в два раза быстрее общемирового. Как полагают в АМИ, к 2030 году потери правообладателей будут составлять уже 11 млрд рублей в год. В Ассоциации полагают, что урегулировать отношения между авторами охраняемого контента и ИИ-индустрией мог бы законодатель.
В АМИ уверены, что выпадающие доходы правообладателей связаны с правовыми коллизиями, которые пока что не устранены не только в России, но и во всем мире. Речь идет о настройке нейросетей, в ходе которой используются самые разные объекты и в том числе охраняемый контент.
Как отметил генеральный директор АМИ Валерий Дробыш, пока что ИИ-индустрия фактически игнорирует интересы авторов:
- На сегодняшний день все крупные нейросети так или иначе настраивают, “скармливая” им объекты авторского права без согласия правообладателей, что является прямым нарушением их прав. Судебные разбирательства между правообладателями и владельцами ИИ идут по всему миру не первый год, и количество резонансных дел растет в геометрической прогрессии. Это совершенно не удивительно, ведь авторы и правообладатели на собственном кошельке ощущают наносимый им урон от незаконного использования, переработки, частичного копирования ИИ их интеллектуальной собственности без соответствующих выплат им вознаграждения.
Другая сторона проблемы, по словам Валерия Дробыша, заключается в том, что из года в год наблюдается увеличение доли генеративных произведений, которые используются в коммерческих целях различными пользователями. В частности, речь идет об основных каналах распространения музыкального контента — стриминговых сервисах, публичном исполнении, где основная доля приходится на фоновую музыку, а также эфирное и кабельное вещание. Вследствие этого авторский контент становится менее востребованным и доходы правообладателей сокращаются.
По словам Валерия Дробыша, сегодняшние убытки правообладателей уже являются крайне весомыми и, по всем прогнозам, будут только расти:
- Снижение доходов авторов и правообладателей, даже с учетом консервативного мирового прогноза дальнейшего роста музыкальных стримингов, составит в среднем порядка 8,5 млрд рублей в год. Аналогичным образом пострадает и их доход от фоновой музыки, объем которой составляет около 80% от всех доходов за публичное исполнение — потери составят в среднем около 2,5 млрд рублей в год. Итоговый ущерб, который понесут авторы и правообладатели от генеративного музыкального контента, можно оценить на горизонте до 2030 года в размере 11 млрд рублей в год.
В АМИ полагают, что переломить ситуацию смогли бы новые подходы в законодательном регулировании отрасли.
- Ассоциации музыкальной индустрии совместно с ведущими экспертами национальной сферы интеллектуальной собственности готовит предложения для обеспечения защиты прав и соблюдения интересов авторов и правообладателей во взаимоотношениях с создателями систем искусственного интеллекта, которые, как мы надеемся, уже в ближайшем будущем лягут в основу соответствующих законодательных изменений, — заключил Валерий Дробыш.
Телеканал RU.TV продемонстрировал устойчивый рост охватов и вошел в федеральную панель рейтинга Mediascope
Телеканал RU.TV, чей накопленный охват в России превышает 23 миллиона зрителей, наглядно подтвердил востребованность музыкального ТВ-формата сегодня. Канал вошел в федеральную панель авторитетной компании Mediascope и продолжает масштабную рекламную кампанию в целях привлечения новой аудитории.
Mediascope – авторитетная исследовательская платформа, которая анализирует состояние медиарынка, регулярно составляя и обновляя рейтинги СМИ, опираясь на их охваты. Начиная с этого года Mediascope будет измерять главный телеканал русской музыки, телеканал RU.TV, в рамках федеральной панели. Ранее канал входил в состав тематической панели, где занимал первое место среди всех музыкальных телеканалов страны. Для канала это значимый шаг, выводящий его на новый уровень, позволяющий лучше понимать потребности своей аудитории, а также презентовать свои достижения рекламодателям.
К концу 2024 года ежедневный охват телеканала увеличился на 5% в возрастной категории 18-24 и на 4% в категории 25-34 по сравнению с годом ранее. А в категории 18-24 прирост составил 26% по сравнению с 2022 годом. В начале 2025 года устойчивая положительная динамика охватов телеканала RU.TV сохраняется. В возрастной категории 25-34 прирост аудитории за период декабрь 2024 – март 2025 составил 12%. А в категории 35-44 – 5% за первый квартал 2025 года и 8% по сравнению с мартом 2024 года. Таким образом, канал привлекает все больше зрителей из наиболее интересных с коммерческой точки зрения групп.
Как отмечают партнеры телеканала, сотрудничество с RU.TV и его новое позиционирование в рамках панели Mediascope несут выгоду и рекламодателям, и телезрителям.
- Анализ показателей медиаэффективности является неотъемлемой составляющей в процессе принятия решения о добавлении телеканала в ТВ- сплит. Поэтому включение в рейтинговую панель Mediascope – это важный шаг для команды RU.TV, который поможет телеканалу повысить конкурентоспособность и обеспечит дальнейшее развитие, – подчеркнул заместитель руководителя ТВ-департамента по операционным вопросам компании «Медиа Инстинкт» Николай Соломанчук.
- Вхождение телеканала RU.TV в федеральную панель Mediascope – важный шаг не только для самого телеканала, но и для всего сегмента тематического телевидения. Это событие усиливает прозрачность и измеримость охвата канала, что особенно важно для медиапланирования и закупки рекламы. Каждый новый участник федеральной панели делает рынок более конкурентным и зрелым, а для рекламодателей – расширяет возможности точного и эффективного размещения», – отметил директор Департамента спонсорских проектов Okkam Евгений Тарапака.
Для популяризации канала и привлечения новых зрителей RU.TV реализует рекламную кампанию, охватывающую радиоэфир и офлайн. Ее кульминацией станет грядущая Русская музыкальная премия телеканала RU.TV, которая состоится 21 мая в «Live Арене». Концепция премии – это иллюстрация востребованности и актуальности музыкального телевидения. Она представляет собой погружение зрителя в телевизионное закулисье. Сцена превратится в огромный экран музыкального телеканала, а у гостей появится возможность почувствовать себя героями телеэфира.
Новая группа «о т м е ж» выпустила дебютный альбом
Музыкальное издательство «Рэй Рекордс» выпустило в свет цифровой альбом «афтерлайф», свежеиспечённой группы «о т м е ж». «о т м е ж» – совершенно новый проект молодых музыкантов из Москвы, которые уже известны слушателям по участию в toluca, «Культ одиночества» и Smyka. Ранее «Рэй Рекордс» уже сотрудничали с Toluca и даже реализовали выпуск альбома «Soras» на виниловых пластинках.
Квартет исполняет музыку в стиле emo и blackgaze. Микс «о т м е ж» лаконичный и легкий, а экспрессивная подача позволяет гармонично включать тяжелые элементы для расширения эмоционального фона. Музыканты ориентировались на мягкое сведение для легкости восприятия, чтобы неподготовленный слушатель испытывал комфорт при прослушивании релиза, не смотря на обилие тяжелых элементов.
- Наша музыка идеально ляжет на урбанистический пейзаж, заполнит быт на злобу дней. Темы лирики и аудиовизуальные образы отсылают к японским городским легендам и рефлексии взрослого человека в попытках тихо рассказать о громком, – говорят участники группы.
В новый альбом «афтерлайф» вошли восемь композиций. Авторы музыки и лирики – участники «о т м е ж».
В данный момент коллектив находится в поисках букинг-агентства и творческих коллабораций. Концерты-презентации альбома запланированы на второй квартал 2025 года.
«Смешарики» выпустили альбом ко Дню космонавтики
Релиз электронного альбома «Вселенная» проекта «Смешарики» состоялась 11 апреля 2025 года. 6 треков вдохновлены научными вставками из познавательного сериала «ПинКод» (объяснения различных космических терминов озвучены голосами персонажей «Смешариков»), а сам альбом приурочен ко Дню космонавтики. В тот же день состоялась и премьера клипа на заглавную композицию
- Работа над альбомом велась командой композиторов и звукорежиссеров, стремящихся создать максимально атмосферное и познавательное музыкальное полотно, - сообщается в пресс-релизе. - В записи использовались современные технологии обработки звука, позволяющие имитировать космические шумы, эхо далеких галактик и другие звуковые феномены, характерные для космического пространства.
.jpg)