Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь суток

Правительство утвердило цифровую трансформацию отрасли культуры

17.12.2023 12:59 Lifestyle Рубрика: Хроника 16+
©АО Коммерсантъ/Fotodom

Правительство РФ утвердило стратегическое направление цифровой трансформации отрасли культуры. InterMedia публикует текст распоряжени\ правительства от 11 декабря 2023 г. №3550-р.

1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры Российской Федерации до 2030 года.

2. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в области цифровой трансформации отрасли культуры Российской Федерации до 2030 года

I. Общие положения

1. Основание

Стратегические направления цифровой трансформации являются отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации. Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли культуры Российской Федерации до 2030 года (далее - стратегическое направление) являются:

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 231 "О создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех";

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;

Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 608-р;

перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденный Президентом Российской Федерации 1 сентября 2022 г. № Пр-1553;

перечень поручений по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" 23 - 24 ноября 2022 г., утвержденный Президентом Российской Федерации 29 января 2023 г. № Пр-172;

план мероприятий по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. № Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г.

2. Период действия стратегического направления

Стратегическое направление действует до 2030 года и поэтапно охватывает проекты, относящиеся к отрасли культуры.

Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.

Основаниями для принятия решения о корректировке (актуализации) стратегического направления являются:

итоги рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства экономического развития Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости);

актуализация перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений и решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости);

предложения Министерства культуры Российской Федерации, подготовленные по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз культурному и историческому суверенитету, национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов;

поручения Правительства Российской Федерации.

3. Паспорт стратегического направления

Наименование - стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры до 2030 года.

Сроки реализации - до 2030 года.

Цели - достижение высокого уровня цифровой зрелости во взаимодействии посетителей и учреждений культуры, обеспечение удобства, доступности и эффективности использования культурных ценностей в цифровом формате; разработка и внедрение единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности для обеспечения эффективного и современного управления процессами и ресурсами на основе государственных данных.

Целевое состояние - сохранение информации о билете, удостоверяющем право посетителя на посещение культурного мероприятия (далее - билет), в реестре системы; отслеживание всего жизненного цикла билета от создания анонса мероприятия до гашения билета и прохода на мероприятие; при нахождении в любом субъекте Российской Федерации гражданин имеет возможность беспрепятственно посетить 4 1579705-Уч-2023 (1.0) библиотеку и (или) воспользоваться ее сервисами офлайн или онлайн; комплектование библиотек производится в зависимости от потребностей читателей; производится формирование портфолио "профессионала отрасли" в сфере культуры (от детских школ искусств и культурно-досуговых учреждений до повышения квалификации); получение актуальной и оперативной обратной связи от посетителей культурных мероприятий; функционирование единой платформы создания и агрегации контента, в которой производится идентификация пользователей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" для регионов; продвижение мероприятий между регионами производится с использованием модуля организации гастролей ("Биржа гастролей"); обогащение цифрового культурного профиля гражданина; функционирование единой платформы агрегации и обработки с использованием искусственного интеллекта и генерации персонализированных предложений; использование итерационной модели проектирования архитектуры цифровых сервисов отрасли культуры; исключение дублирования функциональности в информационных системах и сервисах за счет повторного использования компонентов единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" (далее - платформа "ГосТех"); ввод и сбор данных производится из единого источника для обеспечения актуальности, целостности данных и безопасности систем; создание, развитие и эксплуатация сервисов и проекты стратегического направления производятся в рамках домена "Культура".

Индикаторы цифровой трансформации отрасли - доля отечественного программного обеспечения и компонентов, используемых в информационных системах; доля посетителей культурных мероприятий, имеющих цифровой культурный профиль; количество регионов, использующих типовое облачное решение "Культурный регион"; доля посетителей культурных мероприятий, использующих интерактивные культурные помощники; количество сервисов домена "Культура", запущенных в эксплуатацию.

Перечень ответственных исполнителей, соисполнителей, участников разработки, экспертизы и реализации стратегического направления - Министерство культуры Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и в сфере охраны объектов культурного наследия; автономная некоммерческая организация "Цифровая экономика"; федеральное казенное учреждение "Государственные технологии"; экспертные организации

II. Приоритеты, цели, задачи стратегического направления

1. Приоритеты

Приоритетами стратегического направления являются:

увеличение доступности культурных ценностей в цифровом формате;

целостность, непротиворечивость и актуальность государственных данных отрасли культуры с использованием технологий искусственного интеллекта;

создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

достижение цифровой зрелости сферы культуры и искусств; достижение целевого показателя, характеризующего достижение национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" к 2030 году, "увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года";

обеспечение технологической независимости сферы культуры и искусств.

2. Цели

Целями стратегического направления являются:

достижение высокого уровня цифровой зрелости во взаимодействии посетителей и учреждений культуры, обеспечение удобства, доступности и эффективности использования культурных ценностей в цифровом формате;

разработка и внедрение единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности для обеспечения эффективного и современного управления процессами и ресурсами на основе государственных данных.

3. Задачи

Задачами стратегического направления являются:

создание системы учета и анализа всех билетов, приобретаемых на культурные мероприятия в России, на протяжении их жизненного цикла;

обеспечение беспрепятственного посещения любой библиотеки по единому читательскому билету;

создание цифровых культурных профилей посетителей и учреждений культуры;

создание типового облачного решения единой афиши и билетного поля региона с учетом региональных, национальных, этнокультурных особенностей и мультиязычности субъектов Российской Федерации;

внедрение системы управления государственными данными отрасли культуры, включая технологии искусственного интеллекта;

формирование целевой архитектуры домена "Культура" на платформе "ГосТех" и переход на итерационный подход развития сервисов домена;

обеспечение архитектурной целостности создаваемых сервисов и домена "Культура" с применением и использованием компонентов платформы "ГосТех".

III. Оценка состояния, участники, проблематика стратегического направления

1. Основные процессы отрасли культуры и оценка текущего состояния

Культура в Российской Федерации является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни граждан и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

Государственная культурная политика с 2013 года нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры.

Включение культуры в состав национальных проектов оказало заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению.

Посещаемость мероприятий учреждений культуры в 2022 году возросла по сравнению с уровнем 2013 года более чем на 50 процентов и составила 1875,9 млн. посещений. Число посещений учреждений культуры в расчете на одного человека в 2022 году составило в среднем 13 посещений против 5 в 2013 году.

К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений мероприятий учреждений культуры до 4,5 млрд. посещений, или в среднем до 30 посещений в расчете на одного человека в год.

В 2022 году сфера культуры включала 87,9 тыс. государственных и муниципальных учреждений культуры, что превышает уровень 2013 года на 2 процента. В данных учреждениях работает свыше 610,5 тыс. человек.

В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий. В целях обеспечения гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям, сохранения культурного пространства страны созданы и развиваются первый цифровой проект Министерства культуры Российской Федерации - единый интернет-портал для популяризации культурного наследия и традиций России ("Культура.РФ"), ставший точкой сосредоточения культурного наследия в цифровой форме, информационной площадкой общероссийских акций в сфере культуры, а также Национальная электронная библиотека, обеспечивающая широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам.

Заметную роль уровень развития цифровых технологий сыграл в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), когда в целях сохранения возможности участия граждан в культурной жизни ведущие учреждения сферы культуры перевели культурные мероприятия в цифровой формат. Число обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 2022 году составило 264,23 млн. единиц.

В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры. Прогнозируется, что к концу 2024 года число обращений к цифровым ресурсам составит около 300 млн. единиц.

Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными, в их числе:

отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;

низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;

недостаточный уровень обеспеченности населения учреждениями культуры, высокий уровень региональных и муниципальных диспропорций (при отсутствии обязательных к применению норм и нормативов размещения учреждений культуры развитие сети осуществляется в соответствии с решениями региональных властей);

низкий уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры; сокращение численности работников в учреждениях культуры (на 10 процентов по сравнению с 2013 годом);

разрозненность ведомственных информационных систем, дублирование и недостоверность государственных данных отрасли культуры.

Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации.

2. Участники реализации стратегического направления

Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию реализации стратегического направления, является Министерство культуры Российской Федерации.

Соисполнителями по реализации стратегического направления являются:

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и в сфере охраны объектов культурного наследия; автономная некоммерческая организация "Цифровая экономика";

федеральное казенное учреждение "Государственные технологии";

экспертные организации.

3. Индикаторы цифровой трансформации

Индикаторы цифровой трансформации стратегического направления приведены в приложении №1.

4. Участники стратегического направления.

Проблематика, связанная с участниками стратегического направления Участники стратегического направления и проблематика, связанная с участниками стратегического направления, приведены в приложении № 2.

5. Целевое состояние стратегического направления

Целевое состояние стратегического направления приведено в приложении № 3.

IV. Границы стратегического направления

1. Тенденции

Устойчивое развитие и сохранение культурного наследия - использование цифровых технологий является важным шагом в сохранении культурного наследия и его доступности для будущих поколений.

Импортонезависимость и обеспечение информационной безопасности в новых условиях - переход на отечественное аппаратное и программное обеспечение, обеспечение информационной безопасности при существенном увеличении кибератак и взломов информационных систем.

Персонализация и индивидуальный подход - развитие алгоритмов и систем, способных анализировать предпочтения пользователей и предлагать им индивидуально подобранное содержание.

Уменьшение расходов на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем за счет повторного использования компонентов платформы "ГосТех" - переход на платформу "ГосТех" и повторное использование компонентов платформы для существенного усиления функционала информационных систем отрасли культуры и уменьшения расходов на развитие и эксплуатацию.

Внедрение технологии искусственного интеллекта в цифровизацию процессов отрасли культуры и рекомендательных сервисов для посетителей культурных мероприятий - внедрение технологии искусственного интеллекта в цифровизацию процессов в отрасли культуры выступает в качестве значительного сдвига в способах трансформации, сохранения и представления культурного наследия и культурной деятельности, обеспечивая эффективное управление государственными данными в сфере культуры и искусства

2. Ограничения

Ограничение доступа к технологиям - учреждения культуры испытывают затруднения с доступом к современным технологиям и инфраструктуре и не всегда имеют доступ к передовым технологиям или высококвалифицированным специалистам, способным реализовать и поддерживать цифровые решения; существующие проблемы соблюдения авторских прав также могут представлять препятствия для цифровой трансформации.

Ограничение кадрового потенциала - цифровая трансформация требует наличия высококвалифицированных специалистов, которые могут разрабатывать и внедрять новые технологии в отрасли культуры; при этом некоторые учреждения могут столкнуться с недостатком квалифицированных кадров или сложностями в подготовке персонала для работы с новыми технологиями.

Финансовые ограничения - цифровая трансформация требует значительных инвестиций в технологии, инфраструктуру, обучение персонала и поддержание операций; отрасль культуры, зачастую получающая недостаточное финансирование или полагающаяся на государственные субсидии и пожертвования, может столкнуться с проблемами в получении необходимых средств.

Культурные и общественные ограничения - цифровое преобразование может вызвать существенные изменения в том, как культурные услуги предлагаются и воспринимаются, и эти изменения могут не быть приняты аудиторией или обществом в целом

V. Проекты

1. Проекты стратегического направления

Проекты стратегического направления приведены в приложении № 4.

2. Внедряемые технологии

В ходе реализации проектов стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

технологии искусственного интеллекта;

технологии сбора, хранения и обработки больших данных; отраслевые цифровые технологии, в том числе технологии анализа данных;

технологии машинного обучения и когнитивные технологии.

Указанные технологии будут применены для следующих направлений:

автоматизация операционных процессов учреждений культуры и продвижение в социальных сетях с использованием технологий искусственного интеллекта и нейронных сетей;

генерация и модерация контента с использованием машинного обучения;

формирование проактивного подхода к обслуживанию пользователей библиотек, направленного на опережение потребности читателя;

разработка и внедрение методов предметного, тематического и систематического поиска полнотекстовых ресурсов с использованием методов искусственного интеллекта;

создание алгоритмов искусственного интеллекта по генерации персонализированных предложений на основе анализа данных обо всех активностях гражданина в сфере культурного образования и досуга: культурная программа на заданный период в соответствии с местом пребывания;

персонализированные предложения по подбору книг для чтения и по мероприятиям культуры; поиск выставок и мероприятий в учреждениях культуры по предметам музейного фонда, по культурной самобытности народов и этнических общностей Российской Федерации или языковой принадлежности.

3. Показатели проектов стратегического направления

Показатели проектов стратегического направления приведены в приложении № 5.

4. Результаты проектов

По итогу создания и внедрения проектов стратегического направления к 2030 году будут достигнуты результаты в соответствии с приложением № 4 к настоящему документу.

5. Финансовое обеспечение

Стратегическое направление предусматривает реализацию мероприятий в рамках дополнительных средств федерального бюджета, доведенных до Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Проекты стратегического направления осуществляются на платформе "ГосТех" для уменьшения расходов на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем за счет повторного использования компонентов платформы "ГосТех".

Расходы, необходимые на реализацию проектов стратегического направления, предусматриваются федеральными органами исполнительной власти в пределах доведенных бюджетных ассигнований по соответствующим видам расходов на текущий год.

6. План мероприятий ("дорожная карта") реализации стратегического направления

План мероприятий ("дорожная карта") реализации стратегического направления приведен в приложении № 6.

VI. Мониторинг реализации стратегического направления

Мониторинг реализации стратегического направления включает:

сбор и анализ данных по индикаторам и показателям стратегического направления;

сбор и анализ данных официального статистического учета в области культуры;

использование инструментов аналитики и визуализации данных для наглядного представления результатов и тенденций; сравнение результатов с отраслевыми показателями.

В соответствии с Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации", в ходе управления реализацией стратегического направления предусматривается ежегодное проведение анализа и мониторинга достижения качественных и количественных показателей эффективности его реализации, в том числе с использованием инструментов мониторинга и аналитики в составе автоматизированной информационной системы сбора статистической отчетности отрасли культуры (автоматизированная информационная система "Статистика").

Полный текст документа с приложениями – здесь.

Фото: ©АО Коммерсантъ/Fotodom
Теги: культурная политика

На выставке «Россия» подвели итоги конкурса «Герои детства. Наше время»

30.04.2024 20:08 Lifestyle Рубрика: Хроника 16+
предоставлено организатором мероприятия

Презентация книг, которые были изданы по итогам экспертного отбора литературных произведений, собранных в рамках конкурса детских писателей «Герои детства. Наше время», состоялась на Международной выставке-форуме «Россия» в апреле 2024 года. На мероприятии были подведены итоги конкурсного сезона и названы лучшие литературные произведения для детей трех возрастов: 7-9 лет, 10-12 лет и 13-16 лет.

Прием заявок на конкурс проходил с 20 сентября по 20 ноября 2023 года. Было прислано около 500 заявок.

В номинации «Литературное произведение для детей 7-9 лет» победу одержала Наталья Непорада со стихотворением «Героям незаметного труда. Лучшим произведением для детей 10-12 лет был признан рассказ Тимура Гараева «Слайды Гостомеля», а в номинации «Литературное произведение для детей 13-16 лет» победу одержала Елена Смолицкая со стихотворением «В кривой траншее».

В экспертный совет конкурса вошли главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев, президент Российского союза писателей Дмитрий Кравчук, поэт, художественный руководитель Московского театра поэтов Влад Маленко и кинорежиссер, общественный деятель Александра Франк.

- Идея конкурса возникла как реакция на то, что в современных книжных магазинах достаточно сложно найти детскую литературу о героях нашего времени. Члены оргкомитета конкурса, сами будучи родителями, хорошо понимают эту проблему. Ради будущего нашей страны мы обязаны вырастить поколение патриотов, которое будет укреплять нашу страну и обеспечивать ее дальнейшие успехи, — сказал поэт, участник культурного арт-проекта «Мужской голос» Иван Купреянов.

Для гостей мероприятия выступили поэты и музыканты культурного арт-проекта «Мужской голос» и Московского театра поэтов под руководством Влада Маленко: Алексей Шмелев, Виталий Веникеев, Александр Антипов, Роман Сорокин, Арина Чеканова и Антон Аносов.

Конкурс детских писателей «Герои детства. Наше время» реализован АНО «Созидательный вектор» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Фото: предоставлено организатором мероприятия
Теги: лауреаты, литературные премии, выставка-форум "Россия"
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Российские IP-платформы напоминают Ozon и Wildberries в их первые годы

27.04.2024 14:45 Lifestyle Рубрика: Хроника 16+
пресс-служба Международной конференции ЭРА IPQuorum

Пленарное заседания Международной конференции ЭРА IP Quorum «Интеллектуальна экономика: как превратить идею в капитал» состоялось в Москве. Эксперты обсудили, как превратить инновации и творчество в экономический актив. Участники пленарной сессии пришли к выводам, что для того чтобы не просто реализовать задачи, обозначенные в Концепции технологического суверенитета и Концепции креативных индустрий, а обеспечить поистине взрывной рост сферы инноваций, творчества и интеллектуальной собственности, необходимы конкурентный рынок, мощный кадровый резерв и высокая адаптивность к изменениям.

По словам модератора дискуссии гендиректора компании LegalPics Марии Дорошенко, в России сферы промышленной собственности и авторского и смежного права регулируются двумя масштабными стратегическими документами, ставящими амбициозные цели до 2030 года. Концепция технологического суверенитета предполагает рост вложений в НИОКТР с одного триллиона рублей до полутора, Концепция развития креативных индустрий — увеличение доли творческого бизнеса в ВВП с приблизительно 3 до 6%. Как же государство собирается достичь таких впечатляющих результатов?

Российский бизнес все меньше склонен недооценивать вложения в интеллектуальную собственность, рассказал заместитель министра экономического развития РФ Максим Колесников.

- Инвестиции в интеллектуальные права на сегодня составляют 1,8 трлн рублей, - отметил он.

Это среди прочего связано с тем, что государство последовательно реализует «реестровый» подход к поддержке инноваций. Получая статус «малой технологической компании», предприятие включается в соответствующий реестр и автоматически становится адресатом широкого спектра мер поддержки. Среди условий попадания в этот список — выручка до 4 млрд в год и наличие интеллектуальной собственности на балансе. Участие в специальном венчурном направлении, попадание на витрины стартапов, кредиты под 3% годовых по программе «Взлет от стартапа до IPO» и другие программы «доращивания» — на все это могут рассчитывать компании из реестра.

Политику Минэкономразвития в сфере интеллектуальной собственности реализует Роспатент. По словам руководителя подведомственной организации Юрия Зубова, очень важно, чтобы изобретатели видели перспективы коммерциализации своих разработок. Благодаря снятию административных барьеров в рамках ТДК «Интеллектуальная собственность», формированию дружелюбных налоговых режимов, например, через механизм «патентной коробки», в последний год удалось преодолеть спад патентной активности. По итогам минувшего года рост числа заявок на изобретения и полезные модели составил 10%. Ведомство активно переориентируется на Восток, работает с Российским экспортным центром, поддерживает зарубежное патентование. А еще Роспатент собирается помочь малым технологическим компаниям и вузам в оценке интеллектуальной собственности, вывести некое «среднее роялти» для разных областей.

Оценка — одна из самых болезненных тем в вопросе кредитования под залог интеллектуальной собственности: необходимых компетенций нет ни у банков, ни зачастую у внешних оценщиков. Среди других проблем — отсутствие необходимых реестров интеллектуальной собственности, которые бы регулировались нормативно-правовыми актами, наподобие ЕГРН или ЕГРЮЛ. В реестр движимого имущества, к которому интеллектуальная собственность относится, с точки зрения регламентов ЦБ РФ ее не включить, так как у нее есть специфическое регулирование.

Несмотря на сложности, Газпромбанк уже выдал десять кредитов с таким обеспечением. По словам заместителя председателя правления кредитной организации Елены Борисенко, чтобы активнее работать с таким обеспечением, банкам нужна комфортная регуляторная среда.

- Многое для этого уже сделано, однако пространство для роста есть, - отметила Борисенко. - Нематериальные активы как предмет залога создают повышенные риски, ведь такой залог может попросту прекратить свое существование не по вине заемщика. Именно поэтому так важно разделять ответственность. В КНР подобное кредитование часто реализуется под гарантии города или региона.

Еще одна проблема кредитования под залог интеллектуальных прав, о которой постоянно говорят банки, — отсутствие вторичного рынка, на котором залог можно было бы реализовать. Наличие маркетплейса очень упростило бы ситуацию. По словам председателя Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Андрея Кричевского, российские биржи интеллектуальной собственности вроде IPEX скорее живы, чем мертвы, однако нельзя отрицать и некоторые проблемы, упирающиеся в русский национальный характер.

- У нас ведь принято либо в рыло, либо ручку пожалуйте. А потом, конечно, русский бунт, - сказал Кричевский. - Точно так же и с инновациями. Последний пример: маркетплейсы, Ozon, Wildberries и другие. Россияне за считаные годы успели пройти путь от неприятия до обожания и, наконец, бунта, который мы наблюдали в последние годы. Российские платформы для интеллектуальной собственности сейчас все еще на первом этапе взаимоотношений с их потенциальными клиентами.

Проблема бирж, маркетплейсов или краудлендинговых платформ уже давно не в технологиях, а в консерватизме их основных клиентов. Например, клиенты краудлендинговых платформ — заемщики либо не оформляют права на интеллектуальную собственность, либо не готовы ее закладывать, относясь к ней сакрально, как к собственному детищу.

Интеллектуальная собственность как таковая, то есть особый правовой режим, связанный среди прочего с обязательной или добровольной регистрацией объектов, сама по себе не может превратить идею в ликвидный и залогоспособный актив, уверен председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов.

- Если вы не дошли даже до стадии прототипа, не сделали востребованный, привлекательный продукт, никакая регистрация патента вам не поможет, - считает он. - Да, без фиксации интеллектуальных прав вы не получите льготный кредит и не попадете в Реестр малых технологических компаний. Но это всего лишь усиление ваших позиций.

В завершение беседы участники по очереди ответили на вопрос Марии Дорошенко о том, что могло бы радикально улучшить ситуацию с интеллектуальной собственностью в России. Игорь Дроздов и Андрей Кричевский уверены, что это высокая конкуренция, без которой легальная монополия теряет смысл. Юрий Зубов выделил кадровый вопрос, ну а Максим Колесников обратил внимание на гибкость и адаптивность российской политики в сфере науки и инноваций.

Фото: пресс-служба Международной конференции ЭРА IPQuorum На фото: Андрей Кричевский
Теги: IPQuorum, новости партнеров

Перспективы отечественного бизнеса обсудили на конференции «Семь-Я»

26.04.2024 14:37 Lifestyle Рубрика: Хроника 16+
предоставлено пресс-службой

Конференция «Семь-Я экономического будущего России: демография, регионы, малый бизнес, кадры, импортозамещение, промышленность, цифровизация» состоялась 19 апреля 2024 года в пресс-центре МИЦ «Известия». Мероприятие вошло в программу национального конкурса и бизнес премии «Топ 20 успешных проектов».

Учредитель Премии - главный редактор и издатель бизнес-журнала «Finance Times» и интеллектуального глянцевого журнала Melon Rich - Светлана Листопадова собрала экспертов, представителей бизнеса и СМИ что бы «заглянуть» в экономическое будущее страны через семь ключевых аспектов, обозначенных президентом России Владимиром Путиным. По его словам, с 2025-го года в качестве основных инструментов достижения национальных целей будут подготовлены и запущены обновленные национальные проекты.

О развитии экономических нацпроектов рассказал Владимир Гамза, председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ.

- В России - тысячи крупных промышленных предприятий, которые были построены более, чем полвека назад. Для местных властей и руководства это – «головная боль» - модернизация, демонтаж и утилизация промышленных объектов, как правило, связаны со значительными финансовыми затратами. Но сегодня реинжиниринг «советских гигантов» вполне способен решить задачу импортозамещения - проект реновации устаревших предприятий идет в русле тренда на развитие ESG-факторов в российском бизнесе. Он предполагает проведение комплексной реновации на основе специализированных инвестиционных проектов. Инвестиции вкладываются в использование, адаптацию, переоборудование, демонтаж имеющихся территорий или объектов производственной инфраструктуры, - отметил Гамза.

- Другие нацпроекты экономического блока - «Международная кооперация и экспорт» и «Туризм и индустрия гостеприимства» - могут поспособствовать становлению креативного сектора экономики, - заявил Егор Иванков, Председатель Комиссии по развитию креативных индустрий в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ. - Творческие индустрии выходят за берега прошлых стандартов, пришло время формировать новые точки развития.

В профильном Минпромторге подтвердили, что формируют параметры новых национальных проектов технологического суверенитета. Одним из «прорывных» продуктов для развития последнего стало «Единое окно поиска технологического партнера».

- Этот онлайн-инструмент предоставляется государственными органами и организациями для предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые ищут партнеров для сотрудничества в области технологий. Оно помогает компаниям увеличить свою конкурентоспособность и эффективность, предоставляя им удобный доступ к новым возможностям, - отметил Дмитрий Лопухин, руководитель Управления в Центре диверсификации оборонно-промышленного комплекса ФГУП «ВНИИ «Центр» Минпромторг РФ.

Действующий национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» планируется объединить с еще двумя проектами, также включающими в себя меры и инструменты поддержки предпринимательства. В частности, начальник управления улучшения инвестиционного климата Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Асият Багатырова рассказала о том, как осуществляется работа по коммуникациям с инвесторами в режиме «одного окна».

- Предприниматели зачастую не замечают предложений от государства. Департамент же предоставляет расширенные меры поддержки бизнеса, для чего был создан сервис «Московский инвестор» - на портале весь имущественный комплекс города размещается на торгах. Инвестиционный портал решает проблемы за 10 дней в режиме одного клика, - рассказала Багатырова.

Председатель Союза Пиарщиков России, директор продюсерского центра «Останкино» Мария Тарханова отметила актуальность развития персонального бренда.

- Продвигайте не безликое «ООО», а свое собственное имя – влюбите аудиторию в себя! – сказала она. - Это можно сделать и без больших бюджетов – делайте события с привлечением с благотворительных фондов и селебритиз!

- Однако молодой стартапер должен привлекать инвестора не сочными картинками, а сухими фактами. Каков ваш «товар» глазами «купца»? Сколько времени и внимания «покупатель» готов уделить для ознакомления с вашим «ноу-хау»? - добавил Вениамин Каганов, председатель Комиссии по развитию финансовой, управленческой и коммуникационной грамотности бизнеса ТПП РФ.

Аурика Ершова, начальник отдела государственной службы и противодействия коррупции Управления Министерства культуры Российской Федерации по Центральному Федеральному Округу подняла вопрос о развитии культурного кода страны.

- Например, можно и нужно вернуть молодежь к истокам - познакомить с шедеврами отечественного кинематографа. Да и в целом, молодое поколение должно знать о том, что такое «Русский Бренд, - заметила Ершова.

Идею поддержали владельцы агротуристического комплекса «Богдарня» Нина и Джон Кописки. Они высказались за развитие региональных семейных производств на федеральном уровне - супруги возрождают традицию «русской тройки».

- Два раза в году - зимой и летом - в усадьбе «Кописки Богдарня» мы проводим Фестиваль русской тройки. Наша миссия - сформировать туристический потенциал средней полосы через красоту и самобытность исконно русской фигурной езды, - рассказала Нина Кописки.

Анна Агеева-Дзукаева, создатель интеллектуальной игры для популяризации русского языка «Потолкуем?», добавила, что не хватает «чисто русских продуктов».

- Легендарная «Мафия» была создана Дмитрием Давыдовым в 1986 году. Игра «Потолкуем?» - современная наследница легендарной «настолки», которая, помимо расширения нейронных сетей, способствует развитию именно русского красноречия, - считает Агеева-Дзукаева.

Директор Ассоциации деятелей культуры и бизнеса «Я лидер» Илья Листопадов рассказал о кросс-культурном проекте «Евразийская неделя моды».

- Культурологические исследования подарили нам сотни этнических брендов одежды и аксессуаров, раскрывающих культурно-историческое многообразие народов России. Множество молодых дизайнеров готовы продолжить тренд Вячеслава Зайцева, который впервые в истории мировой моды ввёл на подиумы валенки и шапки-ушанки «от кутюр», - заявил Листопадов.

- Мы выступаем под российским флагом и гимном!, - рассказал вице-президент, член Исполкома общероссийской федерации футбола в залах Тимур Арутюнов.

О значимости отечественного Life-long education рассказала Марина Харахордина, руководитель методического отдела компании Skillbox - одного из лидеров рынка онлайн-обучения в РФ.

- Россия – страна целеустремленных людей – «учиться, учиться и еще раз учиться!». Сегодняшним Ломоносовым заниматься саморазвитием куда проще - онлайн-образование делает знания доступными для людей из любых уголков страны. Теперь, чтобы услышать классных экспертов по интересной теме, нужно только включить компьютер. У нас более 560 образовательных программ по маркетингу, дизайну, программированию, разработке игр, управлению и мультимедиа, - отметила Харахордина.

Нацпроекты стали ответом на ностальгию населения по масштабным планам властей и устремленности в «светлое будущее». Однако их объективная роль в укреплении лидерства на мировом рынке неоспорима.

- Современные события на международной арене наглядно показывают - существующие экономические механизмы требуют кардинальной перестройки, и у России есть возможность предложить миру новую модель устройства - управление процессами и ресурсами перейдет на другой уровень, - отметил Егор Иванков.

- В финале трёхчасовой конференции мы оказались едины в своем мнении: сила российского бизнеса - в уникальных ресурсах страны! - подытожила Светлана Листопадова.

В панельной дискуссии, которая длилась полтора часа, эксперты ответили на вопросы предпринимателей и СМИ. Мария Тарханова в режиме реального времени провела консультацию для трёх предпринимателей, предложив им создать коллаборацию в общей для них сфере - продвижении традиций русских мастеров. Светлана Листопадова, Вениамин Каганов, Егор Иванков и Дмитрий Лопухин ответили на вопросы журналистов из Finance Times, Melon Rich, «Бизнес и образование», «Интермедиа», «Банковское дело» и «СМУЗ – Радио».

https://vc.ru/u/1173847-svetlana-listopadova/1143663-sem-ya-ekonomicheskogo-budushchego-rossii-v-mic-izvestiya-obsudili-perspektivy-otechestvennogo-biznesa

Источник: vc.ru Фото: предоставлено пресс-службой
Теги: конференция
β 16+