Рецензия на фильм «Решение уйти»: Выше гор, глубже океана
Оценка: 8 из 10
Корейская драма «Решение уйти» закрывала 44-й ММКФ, в прокат лента выходит 29 сентября 2022 года. Режиссёр: Пак Чхан-ук. В ролях: Пак Хэ-иль, Тан Вэй, Ли Джон-хён, Пак Ён-у, Ко Гён-пхё и другие.
С громогласным успехом «Паразитов» Пона Джун-хо все как-то позабыли, что настоящим крёстным отцом современной корейского кино является Пак Чхан-ук, чей «Олдбой» однажды молотком проехался по всем канонам жанрового кино и тем самым проложил путь корейскому кинематографу (и его авторам) на запад. Глядя на фильмы Пака – речь не только про «Олдбоя» и его два обрамляющих размышления о природе мести, но и про суровую военную драму о корейских пограничниках, шпионском мини-сериале с Флоренс Пью – может показаться не столь очевидным тот факт, что Пак Чхан-ук на самом деле убеждённый романтик. Своего рода, так сказать.
Что «Служанка», что «Порочные игры», что в больше степени вампирская «Жажда» все эти фильмы были главным образом о любви, запретной, сводящей с ума, ломающей рамки дозволенного и устоявшиеся в обществе нормы. Но рассказаны эти истории любви были с такой хлёсткой выдержкой, издёвкой, холоднокровием, китчевой пошлостью и фирменным режиссёрским акцентом на красочном насилии, что казалось, будто бы Пак попросту использует любовным мотив для своих очередных манипуляций с жанровым кино, надо отметить, крайне успешных. Однако в «Решении уйти» корейский автор предстаёт в своём самом романтичном и сентиментальном виде, при этом оставаясь трезво мыслящим постановщиком, которому наконец удалось найти ту идеальную пропорцию между выжигающей всю почву под ногами любовной линией и брутальной жанровой историей с муравьями, спешно бегущими по открытому глазу мертвеца.
Молодой и беспокойный детектив Хэ-чжун (Пак Хэ-иль), страдающий бессонницей прямо как когда-то Аль Пачино на Аляске, живёт на два города: работает в Пусане, а милая домохозяйка-жена ждёт мужа в маленьком туманном Ипо, переживая за его душевное состояние и недостаток секса в отношениях (которые, надо признать, в фильме показаны скомкано). «Тебе нужно насилие и убийства», читая она муженька, как открытую книгу. А тут и новое дело подворачивается: профессиональный скалолаз найден мёртвым прямо у подножья горы. Что это: несчастный случай, самоубийство или, может быть, преднамеренное убийство? На эти вопросы следователь надеется найти ответы у вдовы погибшего – смертельно очаровательной Со-рэ (Тан Вэй), для которой одурманить своей красотой впечатлительного детектива оказывается проще, чем палочками закинуть суши себе в рот во время допроса.
Хэ-чжун влюбляется в подозреваемую с головокружительной скоростью – прямо как у Хичкока в одноимённом триллере, с которым Пак Чхан-ук в «Решении уйти» выстраивает любопытный диалог. Перед нами – обольстительный неонуар, играющий со зрителем в кошки-мышки, вот только игра эта заметно тоньше, чем в фильмах с подобной завязкой сюжета. Дело в том, что нам практически сразу становится ясно, что произошло на скале и какие мотивы у Со-рэ, однако повествование от этого менее интригующим не становится, ибо целиком и полностью растворяется в иллюзиях. Какого цвета было платье – синие или зелёное? Что изображено на обоях в квартире Со-рэ – волны или горы? Что связывает детектива и подозреваемую – любовь, несерьёзный флирт или корыстный расчёт? «Решение уйти» будет ловко водить вас за нос до самого конца.
Неспроста в фильме приводится знаменитое выражение Конфуция о том, что умный находит удовольствие в воде, а человеколюбивый – в горах. Антитеза свободного, находящегося в вечном движении, способного обтекать любые преграды моря и символизирующих спокойствие, неподвижность, фундаментальность гор пронизывает «Решение уйти» насквозь. Со-рэ боится высоты и любит море. Что это о ней говорит? Она действительно намного умнее, чем кажется, постоянно в движении и её стихийность – возможно именно то, что будоражит Хэ-чжуна, наоборот, испытывающего трепет каждый раз, как видит горы. Сценарий фильма позволяет поразмышлять о психологических портретах персонажей, потому что каждый из них не только прекрасно сыгран, но и детализировано прописан, наделяя кино всеми качествами сложносочиненного изысканного романа о любви.
В Каннах «Решение уйти» было награждено за лучшую режиссёрскую работу, что справедливо, хотя в карьере Пака Чхан-ука до сих пор эталоном режиссёрской работы можно считать лишь один фильм – «Порочные игры». Нет, безусловно, и «Служанка», и «Одбой» поставлены по высшему классу, но умение превратить невыразительный сценарий, написанный ещё и на чужом для тебя языке, в визуально безупречный триллер с эталонным монтажом, музыкальными решениями и постановкой кадров – дорогого стоит. Здесь, несмотря на смену своего постоянного оператора Чона Джон-хуна, Паку снова удалось превратить практически каждый кадр в экспонат картинной галереи. Урбанистические ландшафты застроенного Пусана оттеняются туманными планами Ипо, а те в свою очередь – роскошными проездами камеры вдоль Корейского пролива.
Залюбовавшись подобными красотами, легко не заметить, что «Решение уйти» слегка злоупотребляет своими эстетическими качествами, чтобы затуманить внимание зрителя: в той или иной форме мы уже видели эти же мотивы в ранних фильмах Пака. Да и не только у него – Пол Верховен в девяностых раскрутил примерно такой же сюжет даже поэффектнее, избежав излишней сентиментальности, которой начинает грешить «Решение уйти» под конец. Однако, даже уступая своим прошлым работам, новое творение Пака Чхан-ука безоговорочное кинематографическое чудо, жанровое кино премиум-класса, которым соблазниться гораздо проще, чем сопротивляться его нежному романтическому флёру.
Вадим Богданов, InterMedia
.jpg)