Рецензия на фильм Ладо Кватании «Казнь»: Воспоминания об убийстве
Оценка: 8 из 10
Криминальный триллер «Казнь» был показан в рамках Роттердамского кинофестиваля. В российский прокат фильм выходит 21апреля 2022 года. Режиссёр: Ладо Кватания. В ролях: Нико Тавадзе, Юлия Снигирь, Виктория Толстоганова, Евгений Ткачук, Аглая Тарасова и другие.
История показывает, что все видные клипмейкеры однажды дебютируют в качестве режиссёров полных метров с каким-нибудь ярким жанровым кино. Таким путём прошли Спайк Джонс, Майк Миллс, Мишель Гондри, Джонатан Глейзер и, конечно же, Дэвид Финчер. У нас ярчайший пример – Илья Найшуллер, чьи боевики «Хардкор» и «Никто» с успехом пронеслись и на родине, и за океаном. Теперь же Илья не одинок, ибо только что взошла новая отечественная звезда режиссуры Ладо Кватания, известный в первую очередь клипами для Хаски, Дельфина и Оксимирона. Его дебют называется «Казнь», по стилю это мрачный, запутанный детективный триллер о серийном убийце, а снят он так, что хоть сейчас смело ставь в один ряд с эталонами жанра – с «Воспоминаниями об убийстве», «Зодиаком» и «Пленницами». Не высока ли планка, вы скажете? Поверьте, даже в таком ряду работа Кватании себя в обиду не даст.
История в фильме разворачивается с насыщенностью целого романа: в семи главах и с нелинейным повествованием. С главным героем, советским следователем Иссой Давыдовым (Нико Тавадзе), мы знакомимся в последний год существования СССР – в 1991-м, прямо во время празднования его повышения по званию за поимку особо опасного серийного убийцы, который с 78 года погубил 36 человек. Но не успевает Исса поднять рюмку за своё здоровье, как ему сообщают о новой жертве, подходящей под профиль всех предыдущих жертв маньяка. Неужели убийца всё ещё на свободе? Неужели Исса ошибся, обвинив не того? Тут мы переносимся на десять лет назад – в 1981 год, когда грузинский следователь только берётся за дело и начинает своё расследование с нуля.
Временные отрезки намеренно перемешиваются, запутывая зрителя, но и при этом медленно вырисовывая в его голове общую картину, которая к финалу вряд ли оставит вопросы, а вот искреннее удивление – абсолютно точно. Сценарий фильма умеет удивлять и богат на всевозможные обманные манёвры, разбрасывая ложные улики и ведя к развязке окольными путями. Но это именно так, как и должен работать качественный детектив, помещающий зрителя в позицию того же следователя, только наблюдающего за происходящим сразу с нескольких точек зрения. В середине повествование всё же несколько провисает – решает отдышаться перед финальным марш-броском, от сюжетных откровений которого даже у Шьямалана волосы дыбом встанут.
Ладо Кватания своим безумно фактурным и атмосферным дебютом в первую очередь признаётся в большой и пламенной любви корейскому кинематографу. «Казнь» — это не только наш ответ «Воспоминаниям об убийстве», это в целом большой поклон таким южнокорейским мастерам жанрового кино, как Пон Джун-хо, Ким Джи-ун и, конечно, Пак Чхан-ук, с «Олдбоем» которого у «Казни» много стилистически-художественных параллелей. Причём старания Кватании нельзя описать однобоким словом «оммаж», его фильм всё же предельно самостоятельное произведение со своим собственным культурным кодом.
Несмотря на то, что действия проходят в советское время, а убийца сильно напоминает Чикатило, «Казнь» не основана на каких-то определённых реальных событиях. Здесь, скорее, использованы собирательные образы маньяков, дела по котором советские следственные органы вели с 50-60 годов, а сам образ СССР напоминает гниющий труп левиафана за момент до своего предсмертного вздоха.
Режиссёрский талант Кватании виден невооружённым глазом: длинные продуманные планы, работа с цветовой гаммой, скрупулезные декорации, изобретательные монтажные решения на какой-то момент заставляют забыть, что перед нами дебютная работа. Густая и мрачная атмосфера промозглого триллера (тревожная музыка Кирилла Рихтера немало этому способствует) напоминает работы Финчера – не только эталонный «Зодиак», но и «Семь», где ключевую роль сыграли как раз-таки актёры. В «Казни» удивительно харизматичный актёрский состав вплоть до второго и третьего плана. Фактурный Нико Тавадзе гипнотизирует своим присутствием прямо как Джейк Джилленхол из «Пленниц»: есть в нём что-то от Филипа Марлоу и других икон нуарного жанра, двойственная натура и хищный взгляд, за которым прячется уязвимая личность. Вместе с Евгением Ткачуком они образуют красочный дуэт двух следователей с полярными моральными установками, чья динамика отношений чем-то напоминает героев Моргана Фримана и Брэда Питта из финчеровской жемчужины 90-х. Колоритны в своих ролях и Даниил Спиваковский, отыгрывающий партию маньяка, и Юлия Снигирь, как никто другой умеющая изображать роковых женщин в красных платьях.
Когда в стране хорошее жанровое кино в дефиците, а подавляющее большинство режиссёров тяготеет к бытовой комедии и социальным темам, такие выразительные и качественно сделанные фильмы, как «Казнь», моментально становятся событием и объектом народного культа. Ладо Кватания умело пересадил почитаемый во всём мире корейский поджанр триллеров о маньяках на русскую почву и позволил ему прорости в по-настоящему впечатляющий, самобытный и захватывающий детектив, от которого в равной степени мороз по коже и радостный трепет. А трепетно оттого, что своим мастеровитым дебютом, уже ставшим украшением многих престижных кинофестивалей, Кватания эффектно и на стиле возвращает Россию на карту мирового жанрового кино, за которое в кои-то веки не стыдно.
Вадим Богданов, InterMedia
Виктор Шамиров снимает драмеди об астрономах «Температура вселенной»
Стартовали съемки нового фильма Виктора Шамирова («Со мною вот что происходит», «Большая секунда») «Температура вселенной». Как сообщает «Кинопоиск», в марте работа над фильмом прошла в поселке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии.
Согласно синопсису это «история расставания и встречи, которая разворачивается в поселке астрономов». Виктор Шамиров описывает новый проект как камерную драму про людей, наблюдающих за космосом в далеком поселке среди гор Кавказа.
- Мне интересно, как люди, которые думают о космосе, живут свою обычную жизнь. Мне казалось, что это смешное сочетание науки о космосе и истерики семейной драмы, — говорит режиссер.
Главные роли в фильме исполнят Григорий Сиятвинда, Дарья Семёнова, Антон Эльдаров, Ольга Тумайкина, Александра Серзина, Ростислав Бершауэр, Михаил Филиппов и др.
- Мой персонаж — историк из Новосибирска, - рассказал Сиятвинда. - Он одинок, у него нет ни жены, ни семьи. Сергей впервые оказался в поселке Нижний Архыз. Он приезжает на день рождения к своему другу юности - ученому-астроному Андрею (Эльдаров). Сергея пригласила Наташа (Семёнова), жена Андрея, чтобы устроить ему сюрприз, хотя именинник еще не вернулся с конференции в Москве.
- Наташа - астрофизик, работает в местном институте, подрабатывает экскурсоводом, - говорит Дарья Семёнова. - Скромная и верная жена, мама двоих детей. Накануне празднования ей звонит из Москвы муж Андрей и сообщает, что больше к ней не вернется. Сергей пытается ее поддержать, они обсуждают, что сказать друзьям и семье. В какой-то момент между Сергеем и Наташей начинают зарождаться теплые чувства.
Для «Температуры вселенной» Шамиров собрал команду единомышленников, с которыми уже работал. Сценарий писал вместе с Ольгой Мотиной-Супоневой («Большая секунда»), оператором стал Семён Яковлев («Большая секунда», «А зори здесь тихие…»). Производством занимается кинокомпания «Контент-Клуб» («Летучий корабль», «Повелитель ветра»), продюсеры — Антон Сиренко, Павел Горин и Елена Быстрова.
Съемки фильма продолжаются. Дата выхода пока не названа.
Ева Лонгория и Хью Бонневиль снимутся в киномюзикле «Рождественская карма»
Кунал Найар («Теория Большого взрыва», «Космонавт») исполнит главную роль в фильме «Рождественская карма» (Christmas Karma) режиссера Гуриндер Чадхи («Играй, как Бекхэм», «Дом вице-короля»). Как сообщает Deadline, проект позиционируется как современный болливудский мюзикл, действие которого происходит в Лондоне и вдохновлено оригинальной «Рождественской песнью» Чарльза Диккенса.
Найяр исполнит роль Скруджа, а также в звездном касте фильма заявлены Ева Лонгория, Бой Джордж, Билли Портер, Хью Бонневиль, Лео Сутер, Чаритра Чандран, Пикси Лотт, Дэнни Дайер, Билал Хасна, Аллан Кордунер, Трейси-Энн Оберман, Руфус Джонс и другие.
Чадха написала сценарий, а также выступит в качестве одного из продюсеров, музыку к фильму напишут Гэри Барлоу из Take That, Шезней Льюис из All Saints (она снималась у Гуриндер в «Играй, как Бекхэм») и британский композитор Нитин Соуни.
- Так же, как я уже много лет наслаждаюсь «Этой замечательной жизнью» Фрэнка Капры, моя цель в «Рождественской карме» - создать праздничную классику для нашего времени и для будущих поколений, - говорит режиссер. - Саундтрек будет потрясающим: на него повлияли Евангелие, Бхангра, колядки и классические поп-песни. Вы не сможете усидеть на месте!
- Гуриндер обладает невероятной способностью рассказывать такие интересные современные британские истории, - признается один из продюсеров проекта Зиги Камасе. - Прошло более 20 лет с тех пор, как мы вместе сняли «Играй, как Бекхэм», и в этом фильме есть все те черты сердечности, комедии, драмы и невероятно приятный финал. Это будет праздник мультикультурного Лондона, наполненный невероятным набором песен, написанных Гэри, Шезней и Нитином, с использованием музыкальных жанров от рэпа до диско, и это будет лучший рождественский фильм, который мы выпустим в декабре 2025 года.
У постапокалиптического сериала «Fallout» будет второй сезон
Сериал «Fallout» продлен на второй сезон. Об этом Amazon Prime Video объявил 18 апреля 2024 года – через неделю после выхода финальной серии первого сезона. Он вошел в тройку самых просматриваемых сериалов видеосервиса за всю историю и стал самым просматриваемым сезоном в мире со времени выхода первого сезона сериала «Властелин колец: Кольца власти».
- Слава нашим безумно блестящим шоураннерам, Женеве Робертсон-Дворет и Грэму Вагнеру, нашему обалденному актерскому составу, - говорится в совместном заявлении продюсеров Джонатана Нолана и Лизы Джой. - Нам не терпится снова взорвать мир. Спасибо Bethesda и Amazon за смелость создать шоу, которое серьезно затрагивает все самые важные проблемы общества в наши дни: каннибализм, инцест, торт с желе. И это еще не все!
«ИнтерМедиа» напоминает, что сериал основан на одноименной серии видеоигр от Bethesda Game Studios. Это история об имущих и неимущих в мире, в котором почти нечего иметь. Спустя двести лет после апокалипсиса нежные обитатели роскошных убежищ от радиоактивных осадков вынуждены вернуться в облученный адский ландшафт Земли, оставленный их предками, и потрясены, обнаружив, что их ждет невероятно сложная, радостно странная и очень жестокая вселенная.
В сериале Элла Пурнелл играет Люси, оптимистичную жительницу Убежища с чисто американским духом смелости. Ее мирный и идеалистический характер подвергается испытанию, когда она вынуждена подняться на поверхность, чтобы спасти своего отца. Аарон Мотен исполнил роль Максимуса, молодого солдата, дослужившегося до звания оруженосца в милитаристской фракции под названием Братство Стали. Он сделает все, чтобы способствовать достижению целей Братства по установлению закона и порядка в пустоши. Уолтон Гоггинс появился в сериале в роли Гуля, морально неоднозначного охотника за головами, хранящего в себе 200-летнюю историю постъядерного мира. Эти разрозненные стороны сталкиваются, преследуя артефакт загадочного исследователя, который может радикально изменить динамику власти в этом мире.
В актерский состав сериала также входят Кайл Маклахлан, Мойзес Ариас, Сарита Чоудхури, Майкл Эмерсон, Лесли Уггамс, Фрэнсис Тернер, Дэйв Регистр, Зак Черри, Джонни Пембертон, Родриго Луцци, Аннабель О’Хаган и Кселия Мендес-Джонс.