Умер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от ракаУмер актер Геннадий Назаров

Рецензия на фильм «Когда закончишь спасать мир»: Джесси Айзенберг воскрешает мамблкор

кадр из фильма

Оценка: 7 из 10

Премьера комедийной драмы «Когда закончишь спасать мир» состоялась в секции «Премьеры» кинофестивале «Сандэнс» 2022 года. Режиссёр и сценарист: Джесси Айзенберг. В ролях: Финн Вулфхард, Джулианна Мур, Алиша Боэ, Джей О. Сэндерс и другие.

В далёком 2005 году кинофестиваль «Сандэнс» открыл миру замечательного инди-режиссёра Ноа Баумбака, который и до этого уже снял пару фильмов, но именно с «Кальмаром и китом» у него случился по-настоящему громкий прорыв. В том фильме сыграл одну из первых крупных ролей в своей карьере молодой и неловкий Джесси Айзенберг, моментально вошедший в так называемое поколение Sundance kids (в числе которых Обри Плаза, Кристофер Эбботт и много других прекрасных актёров). Айзенберг с тех пор часто возвращался на фестиваль в актёрском амплуа, но вот спустя 22 года именно «Сандэнсу» выпала честь представить миру другого Джесси Айзенберга – режиссёра, чей полнометражный дебют «Когда закончишь спасать мир», закольцовывая круговорот талантов в мире кино, по духу как раз очень близок к работам Ноа Баумбака.

Школьник Зигги (Финн Вулфхард) пишет песни в жанре фолк и исполняет их в своей спальне для многотысячной аудитории из интернета. Его слушают и в Минске, и в Пекине, и даже в Африке, что заставляет думать Зигги, что своими песнями он помогает людям со всего мира. Его мать Эвелин (Джулианна Мур) далека от увлечений сына как, впрочем, Беларусь от Китая – она руководит приютом для жертв домашнего насилия. Между сыном и мамой образовалась пропасть недопонимания, ведь у каждого их них свои ценности в жизни, которые никак не могут пересечься.

Джесси Айзенберг воскрешает мамблкор и успешно переносит его в эпоху интернета. В эпоху повального помешательства на стримах, донатах, фолловерах, лайках и репостах. Персонажи уже не просто мямлят в нью-йоркских квартирах и рассуждают о глобальных проблемах, они научились решать их, не выходя из собственной спальни и вещая на миллионную аудиторию со всей планеты, но при этом атрофировали умение разговорить с близкими, которым всего лишь нужно, чтобы у них спросили, как прошёл их день.

«Когда закончишь спасать мир» — простой фильм о простых людях, снятый с лёгким комедийным оттенком и нежностью режиссёра-гуманиста. Айзенберг поднимает темы цинизма и человечности и показывает, как эти два понятия подменяются в нашем мире, а мы даже не замечаем, уткнувшись в экраны телефонов. При этом кино не держится мёртвой хваткой за жизнь в моменте, ведь в основе извечная проблема непонимания поколений, превращающая дебют Айзенберга в универсальную семейную драму, которая будет понятна аудитории практически всех возрастов.

У молодых и взрослых свои миры, но это не значит, что они никогда не смогут пересечься: когда-то раньше Зигги с мамой придумывали забавные политические песенки на злобу дня, но сейчас оба ушли в других направлениях. Но Зигги влюбляется в одноклассницу-активистку, сочиняющую политическую поэзию. Эвелин же сталкивается с очередным случаем домашнего насилия в семье с отцом-абьюзером, но, замечая трогательные отношения между матерью и её 17-летнем сыном, она особо остро начинает чувствовать, что ей не хватает Зигги. Сюжет простой, но такой жизненный и понятный, что героям естественным образом начинаешь сопереживать, благо, что и Вулфхард, и Мур справляются с созданием предельно убедительного портрета отношений ребёнка и его мамы.

Дебют, надо сказать, удался, причём не только для режиссёра-сценариста, но ещё и для запускающей с этой картиной свою продюсерскую компанию Эммы Стоун. Образцовое американское инди с характером, душой и режиссёрской теплотой внутри. Конечно, этим фильмом мир не спасти, но сделать его чуточку приятнее у Джесси Айзенберга всё же получилось.

Вадим Богданов, InterMedia

β 16+