Умер Рэй ЛиоттаЮрий Шевчук заявил, что концертная деятельность «ДДТ» подходит к концуГуф стал дважды папойНаргиз Закировой запретили въезд в Россию до 2072 годаКрис Прэтт стал трижды отцомЭд Ширан стал дважды отцомРианна родила мальчикаСкончался греческий композитор Вангелис«Би-2» объявили о переносе всех своих концертовУкраина заняла первое место на «Евровидении-2022»Бритни Спирс потеряла ребенкаСкончался Ренат ИбрагимовСкончался режиссёр и актёр Валерий Гришко«Вечерний Ургант» окончательно закрыт?Евгений Стычкин и Ольга Сутулова ждут второго ребенкаМонеточка рассказала Ирине Шихман о своей беременностиМоргенштерн признан иностранным агентомРимас Туминас ушел из Театра ВахтанговаДолли Партон, Лайонел Ричи и Duran Duran войдут в Зал славы рок-н-роллаВлад Галкин «оживет» в новом сезоне «Диверсанта»

Рецензия на книгу «Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях»

обложка книги

2021, Институт музыкальных инициатив

Оценка: 9 из 10.

Книга «Не надо стесняться» - это продолжение легендарного номера «Афиши» за 2011 год, посвящённого истории российской поп-музыки. Журнал, который на протяжении своего бумажного существования почти демонстративно игнорировал попсу, снобистски отдавая предпочтение независимой и андеграундной музыке, тогда вдруг выдал мощнейшее исследование. Была взята куча интервью у лиц, причастных к созданию хитов, которые на самом деле может с любого места напеть каждый (даже если не хочет).

С тех пор прошло десять лет и появились новые песни, определившие лицо новой российской поп-музыки. Название одной из них - «Не надо стесняться» Ивана Дорна - стало заголовком этой книги. Для автора идеи и редактора «Истории постсоветской поп-музыки» Александра Горбачёва это название имеет новый конкретный смысл: больше не надо стесняться попсы - через неё гораздо лучше определяется дух эпохи и история страны, чем через совсем переставший оправдывать надежды русский рок и тем более через авангардное самовыражение. Поп-музыка достойна серьёзного разговора, научного подхода, систематизации: примерно этому посвящено масштабное предисловие. Оно написано немного извиняющимся тоном, но не за то, что «Афиша» не любила поп-музыку, а потому что некоторое стеснение по поводу своей смелой задумки у составителей всё-таки присутствует. При этом довольно смешно выглядят попытки говорить о попсе на языке «новой этики»: все эти соавторки и режиссёрки смотрятся в тексте откровенно дико, особенно в контексте хитов 90-х «Одинокая луна» или «Розовый фламинго».

Ценно, что некоторые главы, выходившие в 2011 году, были дополнены новыми интервью с какими-то новыми подробностями - получается, что история песен 25-летней давности продолжается и обретает новые краски. Рассказ о каждой композиции начинается с сопроводительного текста от Горбачёва, а потом уже слово даётся исполнителям, авторам, продюсерам и прочим свидетелям. «Дисклеймеры» большей частью прекрасны; я вообще предполагаю, что если бы «Афиша» не игнорировала попсу, а описывала её таким языком, у журнала были бы «более лучшие» тиражи, а может, он и до сих пор бы выходил. Ну например: «Девчонка-девчоночка» с её гитарной основой, духовой секцией, представлением о дворе как о центре публичной жизни и немыслимы для радийных времён хронометражом в пять минут отсылает, конечно, к эстетике ВИА…». Что тут сказать: гроссмейстер и не знал, что он играет такие мудрёные партии.

Интервью «творцов» попсы тоже по-своему захватывающие: ностальгия, гордость, рассказы о том, как было на самом деле, а не как всем запомнилось, какие-то профессиональные секреты и старые обиды… Автор текста «Делай, как я» Богдана Титомира до сих пор удивляется, что из песни все запомнили рефрен и совершенно проигнорировали социальное звучание куплетов. Или вот песня «Поезд на Ленинград»… Никто же толком не знал про группу «Империя» ничего, кроме её названия, а теперь наконец появилось «стори» - лучше поздно, чем никогда. Таких моментов в книге очень много; если её вдруг прочитают редакторы светских сайтов, они могут наделать пару сотен новостей в своём духе: «Темникова никогда не называет фамилию бывшего продюсера», «Мурат Насыров погиб, потому что хотел петь джаз» и т.п. Здесь, в частности, раскрываются такие животрепещущие темы, как: с чем во рту поёт Иван Дорн и почему Сергей Жуков всегда выбирал для создания своих хитов самые зашкварные припевы и приёмы. Не менее примечательны редакционные сноски, сообщающие, что «подтверждения этой информации (озвученной спикером. - Прим. InterMedia) не обнаружено».

К выбору песен, естественно, всегда будут вопросы. Составители хотели написать про 150 композиций, но некоторые произведения буквально сами настояли на включении в издание. Ну, меня в списке почти ничего не возмутило - единственное, я бы оставил вместо 169 где-то 165. Заметно также, что по мере приближения к нашему времени интервью в книге становятся длиннее, а сопроводительные тексты - менее убедительными. Но тут понятно, что большое видится на расстоянии, и какие-нибудь «Мальбэк и Сюзанна» (2017) вряд ли попадут в следующее переиздание «Не надо стесняться».

В целом отличная книга, абсолютно необходимая всем, кто интересуется постсоветской музыкой. Не все, правда, её купят из-за высокой (хотя и справедливой) цены. К тому же бумажные книги имеют досадный в век интернета недостаток: её нельзя дополнить, поправить, том выглядит окончательным продуктом. Но ведь история поп-музыки не заканчивается, и даже старые песни способны развиваться и приносить сюрпризы. Идеальным выходом было бы создание (на базе Института музыкальных инициатив?) портала об истории попсы, основу которого составили бы материалы «Не надо стесняться». Надеюсь, к этой идее можно будет вернуться после окончания активной фазы продаж книги.

Алексей Мажаев, InterMedia

Def Leppard считают новый альбом своим «квантовым скачком»

27.05.2022 17:56 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка альбома

Def Leppard вернулись со своим двенадцатым полноформатным альбомом «Diamond Star Halos». Это первая работа группы после выхода пластинки «Def Leppard» 2015 года.

Обложка лонгплея выполнена в фирменном стиле группы: с изображениями фотографа Антона Корбайна, концепцией стиля от Мариам Малекпур и графикой от Munden Brothers из Великобритании.

- Если вы поклонник Def Leppard, вы ждете услышать что-то новое. И новая музыка – это то, что поддерживает группу в живых, - говорит вокалист группы Джо Эллиотт. – Это определяющий альбом в нашей карьере. Для группы, что существует уже 45 лет, сделать настолько сильный альбом – большое достижение. «Diamond Star Halos» для нас, думаю, способен стать тем, чем «Hotel California» стала для Eagles. Я считаю, что «Diamond Star Halos» это наш квантовый скачок. Это не перефразирование «Pyromania», «Hysteria» или любого другого из наших альбомов, в нем есть и старый Def Leppard, и то, что мы раньше никогда не делали. Я думаю, что наша аудитория готова к этому путешествию.

Фото: обложка альбома
Теги: Def Leppard, новый альбом
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Sex Pistols напомнили миру свои лучшие хиты

27.05.2022 17:24 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка альбома

Релиз альбома Sex Pistols выпускает «The Original Recordings» состоялся 27 мая 2022 года на лейбле UMG. Это первый в истории сборник, в который вошли 20 хитов группы из их культовой эпохи 1976-1978 годов, когда они стали самой популярной группой на планете. В их числе треки из «Anarchy in The UK», «Never Mind The Bollocks» и саундтрека к фильму Sex Pistols «The Great Rock 'n' Roll Swindle». Все они подверглись ремастерингу в 2012 году.

Выход альбома приурочен к премьере сериала «Pistol», которая состоится 31 мая на Hulu и Disney+

Фото: обложка альбома
Теги: сборник лучших песен, Sex Pistols

Лиам Гэллахер представил третий сольный альбом

27.05.2022 16:54 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка альбома

Лиам Гэллахер выпустил 27 мая 2022 года свой новый альбом «C'mon You Know». В третью сольную пластинку вокалиста Oasis вошли 14 треков, в том числе вышедшие ранее синглы и клипы «Better Days», «Everything’s Electric», «Diamond In The Dark», «World’s In Need» и песня под названием «Moscow Rules».

Фото: обложка альбома
Теги: Лиам Гэллахер, новый альбом
β 16+