Максим Виторган: «Театр — это последняя территория, которую я отстаиваю в борьбе с компромиссами»
О ПОСТАНОВКЕ ДМИТРИЯ КРЫМОВА «ДВОЕ. ЧАПЛИН И МИХОЭЛС».
— Эта история — типично крымовская фантазия, как и всегда, очень авторская. Дмитрий Анатольевич представляет на сцене даже не само произведение, в данном случае им и написанное, а свое о нем впечатление. Рассматривать сюжет с точки зрения документальной правды совершенно не стоит, никакого диалога между Чаплиным и Михоэлсом не было, они и познакомиться, скорее всего, не успели: была формальная, очень короткая встреча, которая заняла две-три минуты. Правда только в том, что Соломон Михоэлс действительно летал в 1942 году в Америку по поручению Сталина и собрал достаточно внушительные деньги. Это спектакль-фантазия на тему встречи великого трагика и великого комика.
На мой взгляд, это история про вечное... Про два скрывающихся одиночества. Два гиганта в своем виде искусства, живущие разной жизнью Чаплин и Михоэлс, — по сути очень похожи. Они оба беженцы — один постоянный, другой временный, у обоих так или иначе прошла если не вся жизнь, то ее огромная и значимая часть, но при этом осталось детское желание поиграть. А поиграть не с кем, потому что вокруг все взрослые…
В спектакле многое синтезировано: в постановке задействованы куклы, звучат песни, есть танцевальные номера. Это очень многослойное и смешанное по жанрам произведение, в нем даже есть что-то от цирка. Ритмическое построение уж точно, и в то же самое время заметно влияние русского драматического театра.
ПРО ОБРАЗ СОЛОМОНА МИХОЭЛСА
— Я много про него читал. Михоэлс — целиком и полностью фигура трагическая, и вся его жизнь пронизана абсолютным драматизмом, но повторю, что рассматривать эту постановку по законам байопика не стоит — это совсем иной жанр. Как мне кажется, это очень чувственная история про глобальное человеческое одиночество, даже не конкретно про Чаплина и Михоэлса, а вообще про всех людей.
О ПЛАНАХ В ТЕАТРЕ И КИНО
— Театральных планов, о которых я мог бы рассказать, на ближайшее время нет, а вот что касается кино, то в конце осени на одной из стриминговых платформ должен выйти сериал под названием «В Бореньке чего-то нет», снятый вместе «Квартетом И» по одноименному спектаклю со мной в главной роли. Я играю коммерчески успешного режиссера, снимающего, условно говоря, сериалы про ментов, который решил ни с того ни с сего вернуться к истокам и снять очень важное, знаковое кино про себя, и что из этого получилось или не получилось. Конечно, спектакль и сериал — жанры совершенно разные, но что получится на выходе, не знаю. Я толком не видел отснятого материала, не участвовал в режиссуре и монтаже, только сыграл, но съемочный процесс, случившийся этим летом, вызвал у меня большое воодушевление. Знаете, я уже нахожусь в том возрасте, когда неизбежно приходишь к выводу, к которому рано или поздно приходят все люди подобных профессий, что процесс — это и есть результат. В общем, процесс даже важнее результата.
О РАБОТЕ С «КВАРТЕТОМ И»
— Это было настолько давно, настолько часто и настолько в прошлом, что сейчас об этом вспоминать все равно, что ... Даже не знаю, какой привести пример. Совершенно умершая, отвалившаяся тема из прошлой жизни. <…> По этому поводу всё уже сыграно, сказано, деньги получены, аплодисменты и цветы собраны, и в общем всё. Спектакль «День радио» вышел, по-моему, 20 с лишним лет назад. Вообще я к театру отношусь совсем иначе, нежели к кино. Я в театре значительно более избирателен. Так получилось, что театр — это последняя территория в моей жизни, которую я отстаиваю из последних сил в борьбе со всякими компромиссами.
О РЕЖИССЕРСКИХ АМБИЦИЯХ
— Работа актера по сравнению с работой режиссера — это ничто. Режиссером быть очень сложно, очень, я пробовал несколько раз. Это огромное напряжение всего и вся: дымящие мозги, выжженное нутро, в результате абсолютное бессилие. И это безумно интересно, поэтому я думаю, что к этому еще вернусь, но сейчас о конкретике говорить не приходится.
О РОЛЯХ, КОТОРЫЕ МЕЧТАЛ БЫ СЫГРАТЬ
— Интересные. Удивительно, у меня никогда не было мечты сыграть какую-то роль. О Гамлете никогда не мечтал, но с некоторых пор я стал думать о каких-то конкретных ролях. Видимо, потому что с возрастом понимаешь, что какие-то роли уходят и ты их не сыграешь никогда, черт его знает почему… Но почему-то в последние годы я всё мечтаю, чтобы какой-нибудь дерзкий молодой современный режиссер взялся за постановку «Горя от ума» и я бы с удовольствием сыграл в нем Фамусова. Или же кто-нибудь придумал какое-нибудь сценическое воплощение «Защиты Лужина». Но что говорить, хороших ролей много. Вот вы бы спросили меня полгода назад, кого я хочу сыграть, мне бы и в голову не пришло, что хочу сыграть Михоэлса. Тем более что и играю я в общем-то не его, мы совершенно не похожи, но какой-то его дух, воплощение его игрового начала. Я бы никогда не назвал этого в списке ролей, которые я мечтаю сыграть.
(Дарья Ефремова, «Известия», 29.09.21)
Спектакль о юности Максима Горького «По Руси» покажут в Вахтанговском театре
Премьера спектакля «По Руси» по произведениям Максима Горького состоится 28 и 29 апреля 2024 года в Камерном зале Симоновской сцены Театра имени Евг. Вахтангова.
- Наш спектакль об отшельнической жизни молодого Максима Горького и его становлении как писателя, - рассказывает режиссер постановки Павел Пархоменко. - Основой инсценировки стал цикл автобиографических рассказов «По Руси», повести «Детство», «В людях», «Мои университеты», а также очерки и переписка с современниками. Мне хочется раскрыть саму личность молодого Горького. Его писательская судьба складывалась в непростое время. На стыке эпох он сумел не только не потерять себя, но и сформировать фундаментальные основы человеческого существования. Горький был великим гуманистом и проповедником «Человеколюбия»… Тема сейчас очень важная, необходимая… Я был в музее Горького в Казани, на Фёдоровском бугре, где Горький стрелялся. Именно с этой роковой ночи и начинается наш спектакль-путешествие.
В роли Максима Горького на сцену выйдет Василий Симонов, а также в спектакле заняты Наталья Масич, Дарья Щербакова, Анна Ляхова, Олег Форостенко, Евгений Кравченко, Иван Захава, Сергей Барышев, Василий Цыганцов и другие актеры труппы.
Фильм «Стыд» стал победителем Московского международного кинофестиваля
Лауреаты 46-го Московского международного кинофестиваля были объявлены 26 апреля 2024 года. Жюри основного конкурса во главе с исландским режиссером и актером Фридриком Тором Фридрикссоном присудило «Золотого святого Георгия» фильму «Стыд» Мигеля Сальгадо. Картина также получила приз российской кинокритики и награду за лучшую мужскую роль Хуана Романо Лопеса.
Двух призов удостоен фильма «Дыхание холода» - за лучшую режиссерскую работу Нахида Азизи Седига и приз зрительских симпатий. Специальный приз жюри «Серебряный святой Георгий» получила «Нирвана» режиссера Асифа Ислама, Награду за лучшую женскую роль присудили Марике Бейкирх («Шлимазл»), в конкурсе «Русские премьеры» победил фильм «Лгунья» режиссера Юлии Трофимовой.
Список лауреатов 46-го Московского международного кинофестиваля:
«Золотой святой Георгий» за лучший фильм – «Стыд», реж. Мигель Сальгадо;
Специальный приз жюри «Серебряный святой Георгий» – «Нирвана», реж. Асиф Ислам;
Лучшая режиссерская работа – Нахид Азизи Седиг («Дыхание холода»);
Лучшая женская роль – Марике Бейкирх («Шлимазл», реж. Силке Эндерс);
Лучшая мужская роль – Хуан Рамон Лопес («Стыд», реж. Мигель Сальгадо);
Лучший фильм конкурса «Русские премьеры» – «Лгунья», реж. Юлия Трофимова;
Лучший фильм конкурса документального кино – «Ладья», реж. Сэм Калантари;
Лучший фильм конкурса короткометражного кино – «Партнеры», реж. Хосе Мария Флорес;
Приз зрительских симпатий – «Дыхание холода», реж. Нахид Азизи Седиг;
Приз жюри российской кинокритики – «Стыд», реж. Мигель Сальгадо.
Алёна Коломина и Елена Валюшкина продолжат расследования в новых «Загадках»
Два новых сезона «Загадок» с Алёной Коломиной и Еленой Валюшкиной выйдут на канале «ТВ-Центр» 11 мая 2024 года. В этот день зрителям будут показаны «Загадка Эйлера» и «Загадка сангаку», сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе телеканала.
Профессор математики Ольга Барковская и следователь Светлана Карташова продолжают совместные расследования. На это раз все преступления происходят вокруг Ольги – одна за одной умирают ее бывшие одноклассницы, и, чтобы остановить череду смертей, ей предстоит разгадать новый математический ребус. Кроме того, Барковская переживает очередной кризис в личной жизни - оказалось, что у нее с любимым мужчиной разные взгляды на совместное будущее. Но перевернуть страницу и жить дальше ей мешает неожиданное обвинение любимого в убийстве. А значит, Ольге придется сначала спасти его, а уже потом бросить.
Ранее стало известно, что финал телешоу «Голос» выйдет в прямом эфире на Первом канале 27 апреля 2024 года. В решающей музыкальной дуэли примут участие Анастасия Садковская (команда Александра Беляева), Богдан Шувалов (команда Полины Гагариной), Алексей Сулима (команда Zivert) и Георгий Русских (команда Владимира Преснякова).