Рецензия на фильм Натальи Кудряшовой «Герда»: О теле и душе
Оценка: 6 из 10
Премьера драмы «Герда» состоялась в основном конкурсе кинофестиваля в Локарно 2021. Режиссёр: Наталья Кудряшова. В ролях: Анастасия Красовская, Юра Борисов, Дариус Гумаускас, Юлия Марченко и другие.
Погружение в особое метафизическое пространство в целях пройти некое духовное испытание, отыскать там ответы на вопросы жизненного порядка, приблизиться к смерти и понять свою сущность, всегда было одной из центральных идей русского кинематографа ещё со времён Андрея Тарковского. Каждое произведение Тарковского – это эпитома темы духовного поиска, развитие которой продолжилось с такими режиссёрами, как Сокуров, Лунгин, Звягинцев – каждый из них стремится изобразить портрет российского общества, потерявшего свою идеализированную духовную ауру и вставшего на более лёгкий путь безнравственности. Естественно, не от хорошей жизни.
К этой традиции отечественного кино в своём втором полнометражном фильме решила обратиться и Наталья Кудряшова, актриса, известная по роли в фильме Меркуловой и Чупова «Человек, который удивил всех», принёсшей ей приз за лучшую женскую роль на кинофестивале в Венеции. «Герда» — это история студентки факультета социологии Леры (дебютантка Анастасия Красовская), проживающей где-то в русской провинции свою несчастную и бесперспективную жизнь. Мама у неё страдает лунатизмом и верит в чудеса, отец – страдает от алкоголизма и верит, что ему будет лучше с другой женщиной. Он уходит, оставляя Леру с мыслью, что, наверное, так всем станет только проще.
Лере снятся странные сны, в которых она блуждает по туманному берёзовому лесу и встречает там свою душу. Наяву её ждут занятия куда более приземлённого толка – днём она ходит по квартирам и проводит социальные вопросы о состоянии жизни русского человека в глубинке, а по ночам работает стриптизёршей по прозвищу «Герда» в местном клубе, где вечно испытывает унижения от коллег. Единственная более-менее доброжелательная к ней душа (кроме её собственной во снах) – это странный приятель-могильщик Олег (главный российский актёр на мировых фестивалях Юра Борисов, играющий тут артхаусную версию Паля из «Парня с нашего кладбища»). Во всём остальном же её жизнь – боль.
«Герда» обладает типично европейским фестивальным флёром – в частности схожим с венгерским кинематографом. С Бела Тарром тут, конечно, мало общего, но вот с фильмами Ильдико Эньеди кое-что дебют Кудряшовой роднит. Её фильм – своеобразный ответ фэнтезийной мелодраме «О теле и душе»: неспешное повествование, духовные поиски, погружённая в себя главная героиня, присутствие метафизического пространства, куда попадают персонажи, в данном случае, опять же через сны. Вот только смысловая нагрузка у Натальи Кудряшовой не столь очевидная, потому что «Герда» скудна на события, слишком растерянная и несвязная, а местами и вовсе напоминает претенциозную версию «Купи меня» Перельмана.
Кудряшова приложила свою руку к прошлогодней социальной драме «Доктор Лиза»: она была одной из сценаристок. Провокационно-манипулятивная натура ленты Оксаны Карас просачивается в «Герду» через соцопросы, которые главная героиня задаёт случайным людям в их квартирах – причём иногда не совсем понятно, по заданию ВУЗа или из-за своего собственного интереса. Она спрашивает обывателей, в какую эпоху они хотели бы жить – в дореволюционную, советскую или российскую. Если будет возможность, уехали бы в какую-то другую страну, довольны ли они своей зарплатой и статусом, поддерживают ли заданный курс развития государства. Кто-то из опрашиваемых в шутку, но с заметным страхом в голосе интересуется: «А нам ничего за эти ответы не будет?». Ответы, естественно, все как один – грустные и удручающие.
«Герда» показывает всё те же томные, бесперспективные, безрадостные скитания провинции, что мы видели не раз в российском кинематографе. Однако картине не хватает житейской универсальности и ясности мысли, чтобы найти отклик, например, у аудитории фильмов Юрия Быкова. А для ценителей творчества Сокурова или Звягинцева, работа Кудряшовой покажется чересчур поверхностной и с художественной точки зрения фальшивой, в которой все эти заигрывания с метафизикой – лишь дешёвый трюк по отвлечению внимания неподготовленной публики. Вполне вероятно, кино займёт своё место в промежуточной нише нестандартного российского артхауса, отмеченного на мировых фестивалях («Герда» борется за «Золотого леопарда» в Локарно), но непринятого и непонятого на родине: как работы Твердовского и упомянутых уже Меркуловой с Чуповым.
Кудряшова в своём безжанровом и безликом втором фильме говорит, что поиск духовного спасения – это уже не коллективная прерогатива русской души, а дело индивидуальное для каждого. Единственный способ прикоснуться к чему-то прекрасному, спасительному, сказочному у современного русского (провинциального?) человека возможен только через сны. То есть с помощью побега от гнетущей действительности, которая обволакивает абсолютно всех. Другого выхода, намекает «Герда», у нас попросту нет.
Вадим Богданов, InterMedia
Том Харди и Махершала Али отправятся грабить Нью-Йорк в темноте
Махершала Али и Том Харди исполнят главные роли в новом фильме «Затмение 77» (77 Blackout) режиссера Кэри Фукунаги («Безродные звери», «Не время умирать»). Как сообщает Deadline, одним из продюсеров картины станет Чарльз Ровен, работавший над «Оппенгеймером» Кристофера Нолана и получивший за него «Оскар».
Действие разворачивается в 1977 году в Нью-Йорке. Пятеро нечистых на руку полицейских планируют ограбление сразу трех криминальных структур — Гонконгских триад, итальянской и гарлемской мафии — и всё за одну ночь. Однако именно в эту ночь в городе отключают электричество, и команда грабителей вынуждена действовать буквально наощупь по городскому ландшафту. Ведь годы переутомления и низкой оплаты труда вынуждают каждого из них противостоять своей собственной морали.
«Ивановы-Ивановы» отправятся на ферму в новом сезоне
Стартовали съёмки продолжения популярного комедийного сериала СТС «Ивановы-Ивановы». Как сообщает пресс-служба телеканала, в новом, седьмом по счету, сезоне к Михаилу Трухину, Анне Уколовой, Станиславу Дужникову, Алексею Лукину и другим актёрам сериала присоединятся Анна Невская и Никита Тарасов. Режиссерское кресло занял Михаил Соловьев.
В новых сериях Боря (Станислав Дужников) разрывается между беременной Ниной (Светлана Колпакова) и фермой, Ваня (Алексей Лукин) готовится к свадьбе с Васей (Юля Сорокина) и устраивается в компанию по продаже автодомов, а Лёша (Михаил Трухин) с Дедом (Юрий Ицков) снова в поиске быстрого заработка. Семейную идиллию нарушает звонок старшей сестры Лиды (Анна Уколова) — Марии (Анна Невская). Родственница хвастается успехами мужа Кости (Никита Тарасов), а Лёша врёт, что дом и бизнес Бори — их с Лидой. Мария приезжает в гости, и теперь Лёша и Лиде придётся изображать хозяев фермы, а Боре и Нине — неудачливых друзей, которых приютили.
Перед съёмками группа изучала инновационный опыт российских компаний и посещала роботизированные фермы. Михаил Трухин, чей герой находит общий язык и с «роботами», признавался, что новые технологии его не пугают:
- Мне этот тренд кажется безумно интересным. Например, с большим удовольствием использую «умный дом». А если проецировать на нашу индустрию, технологические прорывы просто поражают. Можно снять кино, в котором артист Трухин разговаривает на эфиопском языке в эфиопских пейзажах, при этом не находясь в Эфиопии.
Премьера состоится на СТС в новом телесезоне.
Григорий Гладков призвал забыть «Слово пацана», как о вредной привычке
Григорий Гладков уничижительно высказался о сериале Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте». Композитор сравнил проект с вредной привычкой, с которой стоит распрощаться без сожаления.
- «Слово пацана» мне не нравится, - прямо заявил он «Абзацу». - Я не хочу окунаться в юношество того времени, я его видел своими глазами. Не вижу в подобных сюжетах никакой романтики. Я предлагаю забыть это, как курение.
В то же время Григорий Гладков не поддерживает и радикальные запреты. Он уверен, что у зрителя должен быть выбор.
Ранее сам Жора Крыжовников (Андрей Першин) признался, что обескуражен массовым успехом «Слова пацана» у молодежи. По словам создателя сериала, его даже встревожили данные ВЦИОМ о том, что о сериале знали 96% школьников, а из аудитории 50+ — только 56%. Между тем, режиссер при съемках ориентировался именно на вторую категорию.