Рецензия на фильм Келли Райхардт «Первая корова»: Черничный клафути для вашей души
Оценка: 8,5 из 10
Драма-участник основного конкурса Берлинского кинофестиваля «Первая корова» стала доступна в цифровых кинотеатрах 10 июля 2020 года. Режиссёр: Келли Райхардт. В ролях: Джон Магаро, Орион Ли, Тоби Джонс, Юэн Бремнер и другие.
Корова приплывает на маленьком плоту в небольшое поселение, расположившееся где-то ближе к северу американских земель во времена, когда европейцы только начали открывать для себя столь новую заокеанскую территорию. Её место назначения – личное поместье местного богатого землевладельца, которому по утрам хочется пить свежего молочка, а за обедом обсудить новые модные течения в Париже. Наш главный герой, одинокий повар-траппер Отис Фиговиц по прозвищу «Печенька» (Джон Магаро), попал в земли Орегона по работе. Его наняли для того, чтобы он вёл группу исследователей по будущим северным штатам, попутно обеспечивая их едой.
Внезапно «Печенька» встречает китайского иммигранта Кинг-Лу (Орион Ли), за которым гонятся разъярённые русские (здесь уже должно стать любопытно, не так ли?). Он даёт ему еды, одежду, да и в целом у них завязываются достаточно дружеские отношения – Отис смешит Кинг-Лу своими остроумными играми слов, а тот в ответ рассказывает о своих наполеоновских планах захватить Запад, добравшись до Сан-Франциско и запустив там отельный бизнес. Но очень скоро расплывчатые мечты о счастливом будущем начинают приобретать под собой фундамент. «Печенька», очевидно, своё прозвище заслужил достижениями в кулинарии, отчего предприимчивый Кинг-Лу увидел в навыках нового друга золотую жилу, вот только для запуска производства угощений не хватает одного ингредиента – молока. Герои начинают по ночам доить корову, а днём имеют оглушительный успех у покупателей, которые всё никак не могут понять, что же за «секретный ингредиент» они добавляют. Естественно, слухи о лучших печеньях в городе вскоре доходят и до Шефа Фактора (Тоби Джонс), того самого землевладельца, чью корову Отис доит каждую ночь…
Кинематограф Келли Райхардт богат на тактильность. Каждый её фильм знает десяток способов проникнуть в душу зрителя и заставить его буквально прочувствовать всё то, что происходит на экране. В её дебюте, «Болотистая река», главная героиня так сильно мечтала о свободе, что наконец добравшись до неё, ощущение свободы передалось и зрителю. В «Венди и Люси» мы ощутили настоящую привязанность между человеком и собакой, с которой знаком каждый, у кого были домашние животные. В лаконичной, но пронзительной «Старой радости» за продолжительными молчаливыми сценами езды двух героев на автомобиле вдоль живописных лесов, старых мостов, неописуемо красивых гор скрывается глубочайшее не озвученное разочарование в жизни.
В «Обходе Мика» у режиссёра прекрасно получилось уловить эфемерное ощущение пути, в котором увязли персонажи фильма. Там Райхардт выхватывает из обычно мчащегося быстрее паровоза жанра вестерна драгоценные моменты внеземного спокойствия и умиротворения, что застыли вдоль реки, которую женщины переходят вброд с корзинами над головой, или нежно опали на деревья, поля и холмы вдоль дороги. В «Первой корове», в котором дух вестерна присутствует в той же мере, что и, например, в «Выжившем» Иньярриту, точно такой же акцент на эпизодах, лишённых отчётливого экранного действия, но переполненных моментами богатой, насыщенной кинематографии.
Это проявляется не только в умных диалогах и живописной операторской работе (Крис Бловелт, работающий с Райхардт со времён «Обхода Мика», кажется, может извлечь красоту из любого повседневного пейзажа), но и во многом в самом ритме и настроении фильма. Ритм предельно неспешный, позволяющий зрителям полной грудью вдохнуть прохладный воздух пока ещё диких американских земель и насладиться игривым переливанием солнца в реке. Настроение «Первой коровы» максимально доброжелательное, ибо неспроста в эпиграфе выставлена строчка из Уильяма Бейка: «Птице – гнездо, пауку – паутину, человеку – дружба».
Главной темой фильма действительно можно назвать дружбу, которая, тем не менее, становится очевидной уже после финальных титров с фразой «Скоро пойдём. Я тебя разбужу». Добавьте к этому явно гуманистический посыл «Первой коровы», как и в большинстве работ Райхардт, и перед нами образец небольшого кино с огромным сердцем. Во всех фильмах режиссёра обычно мало действия, но много спрятано в нюансах, в так и не озвученных монологах, во взглядах и поступках, решиться на которые не каждый сможет. Райхардт нельзя упрекнуть в монотонности, но можно восхититься лиричностью её картин, в данном случае настроиться на приятную волну помогает нежная музыка струнных инструментов в качестве саундтрека, пропитывающая переходы от эпизода к эпизоду медовой прослойкой.
«Первая корова» — это черничный клафути для вашей души: кино тёплое, приятное и, как подобает ягоде в рецепте, сладковатое с лёгкой кислинкой. И секрет здесь не в молоке, а в выдающемся умении Келли Райхардт чувствовать рассказываемую историю и передавать своё восприятие зрителю в той мере, которой достаточно для полного растворения в происходящем на экране и достижения во время просмотра максимального умиротворения.
Вадим Богданов, InterMedia
Алексей Чупов и Наташа Меркулова сняли свой первый англоязычный фильм
Российские режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов завершили работу над своим англоязычным полнометражным дебютом «Override». Как сообщает Deadline, главные роли в современном триллере в стиле неонуар исполнили Джо Коул («Острые козырьки») и Тиган Крофт («Титаны»).
Действие происходит в Лос-Анджелесе. В центре сюжета 31-летний таксист Рон (Коул), к которому в машину садится 16-летняя Бекка (Крофт). Не зная, что Рон — серийный убийца, Бекка оказывается втянутой в череду ужасающих событий. Всю ночь они сталкиваются с пугающим вопросом: сколько людей умрет, прежде чем эта поездка закончится?
В картине также снялись Золи Григгс, Джеремиас Амур, Джейми Рэй Ньюман и Крис Пейн Гилберт, оператором стал эстонец Март Таниэль, уже работавший с Наташей и Алексеем над фильмами «Интимные места», «Человек, который удивил всех» и «Капитан Волконогов бежал». "ИнтерМедиа" напоминает, что последний фильм был показан на множестве международных кинофестивалей и удостоился ряда наград, но так и не получил прокатное удостоверение в России.
Продюсерами фильма выступают Валерий Федорович и Евгений Никишов, которые известны как продюсеры каналов ТНТ и ТВ-3, создатели компании 1-2-3 Production и российской независимой кинокомпании «Место силы». В 2023 году они уехали из России и основали международную компанию Melting Pot Production, которая располагается в Лос-Анджелесе. «Override» стал их первым американским проектом.
Сейчас картина находится в стадии постпродакшна, ожидается, что она будет представлена на Каннском кинорынке. Парижская компания по продажам и производству Charades взяла на себя международные продажи фильма, снятого в Лос-Анджелесе в марте, а AC Independent и WME Independent будут совместно представлять права на фильм в Северной Америке.
Оксана Акиньшина отправится за решетку в фильме «За слова отвечаю!»
Съемки фильма «За слова отвечаю!» стартовали 24 апреля 2024 года в Москве. Главные роли в драмеди исполнят Оксана Акиньшина, Настасья Самбурская, Татьяна Орлова и Дмитрий Чеботарёв, режиссером стал Виталий Дудка («Юра дворник», «Кто там?»), сценарий написали Гаянэ Танцырева и Дмитрий Кирюшкин.
По сюжету, популярную «инфоцыганку» Свету Солнце (Акиньшина) сажают в тюрьму. Для защиты в суде ей необходимы ходатайства тех, кому помогли её тренинги. Но общая волна хейта не оставляет на это надежд. Единственные, кто теоретически могут выступить в защиту Светы — это её сокамерницы, однако они не верят ни в какие сакральные техники.
- Это история о том, что каждому человеку важна опора, этим она меня и зацепила, - говорит Виталий Дудка. - Мы все не идеальны. Часто мы зацикливаемся на своих слабостях, а это мешает нам двигаться дальше и быть счастливыми. Я бы хотел, чтобы после нашего фильма каждый смог чуть больше поверить в себя. У нас в проекте обширный и разнообразный женский каст. Такое количество главных героинь — большая редкость. В кадре одновременно будет очень много красивых и талантливых девушек!
Основная часть съёмок проходит в Екатерининском дворце, где постановщики за три недели с нуля построили колонию в заброшенном здании.
В проете также заняты Ирина Безряднова, Виктория Буцких (которая специально для проекта побрилась налысо), Ольга Ергина, Евгения Дмитриева, Алексей Золотовицкий, Дмитрий Блохин, Ефим Белосорочка, Ксения Каталымова и др.
Съёмки фильма закончатся в начале июня, а релиз запланирован в канун 8 марта 2025 года.
Книга о Пьере Паоло Пазолини выпущена в России с закрашенным текстом
Книга Роберто Карнеро «Пазолини. Умереть за идею» в переводе Мильды Соколовой вышло в издательстве АСТ весной 2024 года. Покупатели обратили внимание, что биография итальянского режиссера и поэта Пьера Паоло Пазолини подверглась цензуре: некоторые фрагменты текста оказались закрыты черными плашками. По некоторым подсчетам, из биографии "исчезла" примерно пятая часть книги, в основном, касающаяся личной жизни героя.
Выложенные с сеть фотографии отцензурированных страниц вызвали обсуждение в СМИ, в связи с чем издательство АСТ выпустило официальное объяснение. В нем сообщается, что правки были внесены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе ст. 6.21 КоАП «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола».
- Такое решение не является универсальным, - заявили в издательстве, - Как правило, зарубежные издатели нон-фикшна не соглашаются на сокращения и правки оригинального текста рукописи. Однако в данном случае правообладатель одобрил предложение издательства АСТ, текущая версия в России вышла с его разрешения. Решение редакции, выпустившей книгу, — вынужденное, чтобы издание могло увидеть свет. Закрасить фрагменты текста — более честный выбор, чем просто вырезать абзацы, будто их в книге и не было. Подобная практика — выпускать книги с заретушированными фрагментами, которые не соответствуют требованиям законодательства — уже широко применяется в российских издательствах.
По мнению АСТ, такое решение только повысит интерес к книге:
- Так, работа Роберто Карнеро стала интерактивной: читатель сам решает, воспользоваться ли ему какими-либо источниками информации, чтобы выяснить, что же скрыто от него в данной версии издания. Благодаря наличию скрытых фрагментов зарождается перекличка исходного текста с современным контекстом, в котором мы живем здесь и сейчас. Кроме того, книга становится артефактом эпохи, атрибутом перформанса, художественного высказывания. Неслучайно и название серии, в которой вышло издание — «Картина времени». Возможно, сигнальный экземпляр книги в скором времени станет экспонатом одного из музеев современного искусства.