Рецензия: Алексей Вишня - «Танцы на битом стекле»
1989, 2020 (цифровой релиз), Алексей Вишня
Оценка: 7 из 10.
Культовый альбом Алексея Вишни «Танцы на битом стекле» спустя тридцать лет после записи впервые выпущен «в цифре». Это очень любопытная работа - можно даже применить к пластинке термин «легендарная», хотя она так и не нашла себе место ни в каких классификациях. «В самом начале 90-х эта пластинка буквально взбудоражила все танцевальные площадки страны, а строчку из песни: «Эти белые руки, эти голые ноги», - напевали все тинейджеры», - говорится в аннотации, ничтоже сумняшеся выдающей желаемое за действительное. Далеко не на всех танцполах звучали эти песни и далеко не все тинейджеры напевали указанную строчку. Альбом «Танцы на битом стекле» был неведомой зверушкой практически для всех: в Ленинграде Вишню знали как молодого звукорежиссёра, близкого к рок-клубу, группе «Кино» и панк-тусовке «Автоматических удовлетворителей», - и эксперименты Алексея с поп-музыкой «ласковомайского» толка вызывали там либо недоумение, либо предположения о пародийно-стёбном характере записи.
Остальная страна видела Вишню разве что по программам Ленинградского телеканала, где изредка показывали его клипы: песни «Танцы на битом стекле» и «Ты не пришла» я услышал именно там, но запомнилась тогда не столько музыка, столько тонкий голос и нестандартная внешность исполнителя - полного длинноволосого парниши, похожего на похмельную русалку. В киосках звукозаписи кассета «Танцы на битом стекле», может, и лежала где-то рядом с творениями групп «Электронный мальчик» и «Кристина», но точно не на самом видном месте.
Интересно, что переизданный спустя три десятилетия альбом сегодня выглядит не менее загадочно. Как мы знаем, Алексей Вишня не пополнил ряды фонограммных «советских синти-поперов», хотя такие песни, как «Белеющий лист» и «Музыка моя», могли бы составить в примитивности конкуренцию простеньким композициям, заполонившим дискотеки. Обычно к такому репертуару прилагались сладкие мальчики с начёсами, а Вишня этому имиджу никак не соответствовал. Так что, возможно, все эти «Танцы на битом стекле» действительно были шуткой или пародией - или всё-таки заявкой на какой-то неслучившийся отдельный жанр? Ведь тексты про битое стекло, червяка или шприц наркомана были совсем не характерны для синтезаторной попсы - тут Алексей Вишня ближе к панкам, чем к мальчикам-зайчикам. Местами «Танцы на битом стекле» напоминают творчество группы «Сектор Газа», раскрутившейся чуть позже благодаря тому, что Юрий Хой-Клинских более решительно скрестил хулиганские тексты с доходчивыми мелодиями. Впрочем, у Вишни недурно получались и лирические песни вроде «Твой беды» и «Сто двадцать пять» - но они на Ленинградское телевидение в своё время не попали, так что об этих композициях знают только гики. Переиздание, конечно, приоткроет для интересующихся довольно необычный пласт позднесоветской поп-музыки - вот только вряд ли этих любопытствующих будет очень много.
Алексей Мажаев, InterMedia
Рецензия на клип Зои «Философия»: Настоящая женщина должна сделать три вещи, а не думать, как дура, о шубе
2024, «Ленинград».
Оценка: 7 из 10.
Сергей Шнуров в последнее время слишком увлёкся работой по принципу «утром в газете – вечером в куплете», выпуская несмешные злободневные песни и копеечные клипы на них. В «Философии» он резко отходит от этой философии. Песня – по крайней мере её припев – наводит на мысли, что Шнур попробовал вновь написать большой хит вроде «Экспоната» (также известного как «На лабутенах»). То, что «песня типа лабутенов» вышла под брендом «Зоя», никого не должно смущать: в этом доме всё давно смешалось, и Ксения Руденко вряд ли сама различает, когда она солистка «Ленинграда», а когда лицо проекта «Зоя».
В данном случае песню о женской философии Шнуров решил выпустить от лица Зои, хотя его представления о дамских интересах, в отличие от солисток «Ленинграда», не меняются. Проблематика произведений всегда крутится вокруг модной обуви, дорогих сумок и сплетничающих подруг. В начале куплета солистка, обсуждая фальшивую «Биркин», смачно ругается; эта матерная эскапада остаётся в песне единственной, то есть можно было вообще обойтись без подобной лексики. Похоже, что Сергей Шнуров просто таким образом оставил авторский автограф. Как бы то ни было, в этот момент может возникнуть желание закончить прослушивание – ибо ну сколько можно петь про сумки и неизобретательно материться?
Но дослушайте хотя бы до припева, там вся мякотка. Саунд становится похож на «молодёжный период» Аллы Пугачёвой («Надо же» и другие песни), а то и на «Шальную императрицу» Ирины Аллегровой. Шнур постарался сделать яркий рефрен, который отлично запоминается, несмотря на неочевидный текст: «По ночной Неве гуляла с чашкой кофе я, на моём уме сплошная философия». В клипе режиссёра Антона Долганова Ксения Руденко под эти слова действительно идёт по ночной набережной Невы с чашкой кофе в руках – но столь дословная экранизация не распространяется на куплеты: в них Зоя меняет образы, тщетно изображая девичью сложность и осознанность. Потому что Шнуров постоянно возвращает её от ударных припевов к куплетам о духовности и просветлении. К финалу выясняется, что всё затеяно ради сатирического эффекта: поиски лирической героиней себя, поездки на Алтай, сборы трав и проработка травм в итоге сводится к банальной зависти к обладательнице модной сумки.
Фиксация Сергея Шнурова на этой теме вызывает досаду, ведь к такому припеву стоило бы подобрать более остроумные куплеты и менее банальные сюжетные ходы.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Солист Twenty One Pilots оставил коллегу по группе без булочек
Группа Twenty One Pilots выпустила 25 апреля 2024 года новый сингл и клип «Backslide». В ролике солист коллектива Тайлер Джозеф приезжает на велосипеде в магазин и покупает пакет булочек. После этого он отправляется на велике в путь, по дороге частично съедает одну булочку, вторую меняет на стакан лимонада у мальчика, затем попадает под проливной дождь и наконец добирается до цели: дома своего товарища по группе, барабанщика Джоша Дана, который на гриле жарит бургеры. Вытряхнув из пакета последнюю размокшую булку, Тайлер возвращается обратно в магазин, и история начинается с начала. Режиссером видео стал Джош Дан.
«Backslide» стал третьим синглом с нового альбома Twenty One Pilots «Clancy», релиз которого состоится 17 мая.
Умер последний участник первого состава Moody Blues Майк Пиндер
Майк Пиндер, участник первого состава британской группы Moody Blues, скончался 24 апреля 2024 года в возрасте 82 лет. О его смерти сообщается в соцсетях коллектива.
- Майк Пиндер — музыкант, отец, космический философ и друг Майкл Томас Пиндер умер в среду, 24 апреля 2024 года, в своем доме в Северной Калифорнии, в окружении своей преданной семьи, - сообщается в некрологе. - Семья Майкла хотела бы поделиться с его верными друзьями и неравнодушными поклонниками тем, что он ушел из жизни мирно. Его последние дни были наполнены музыкой, окружены любовью семьи. Майкл прожил свою жизнь с детским удивлением, идя по пути глубокого самосозерцания, соединяющего разум и сердце.
Майк родился в Бирмингеме, Англия, 27 декабря 1941 года. В 1964 году он создал Moody Blues вместе с Денни Лэйном, Рэем Томасом, Клинтом Уориком и Грэмом Эджем. Два года они играли жесткий ритм-н-блюз, позже звучание несколько изменилось с приходом новых музыкантов. Пиндер был последним остававшимся в живых участником первого состава группы: Денни Лэйн умер в декабре 2023-го.
Майк оставался клавишником и автором песен Moody Blues вплоть до 1978 года, принимал участие в записи всех альбомов этого периода, а также прославился как новатор, используя в своем творчестве меллотрон – электромеханический клавишный инструмент, созданный в Англии в 1960-х. По легенде, именно Пиндер познакомил с меллотронами (которые они сам модифицировал) группу Beatles. Уйдя из группы, Майк выпустил четыре сольных альбома. В 2018 году вместе с другими участниками Moody Blues был введен в Зал славы рок-н-ролла.