Рецензия на фильм «Доктор Сон»: Самое больное место Стивена Кинга
Оценка: 6 из 10
Режиссер: Майк Флэнеган. В ролях: Юэн Макгрегор, Ребекка Фергюсон, Зан Маккларнон, Карл Ламбли. В широкий прокат фильм выходит в России 7 ноября 2019 года.
«Доктор Сон» – это сиквел романа и фильма «Сияние», действие которого разворачивается сразу после событий первой части, а также в 2011 году. Надо сказать, что, по всей видимости, это главная головная боль Стивена Кинга, которая его не отпускает много лет.
Первая экранизация «Сияния» было снята Стэнли Кубриком в 1980 году и получила статус шедевра. У фильма было множество наград и отличные сборы, почти сразу он получил статус эталонного психологического триллера, однако он настолько не понравился писателю, что тот даже отказался участвовать в рекламной кампании – и это при том, что писатель активно продвигает даже самые неудачные экранизации собственных книг, например, «Темную башню» или новое «Кладбище домашних животных». Такое отношение, в общем-то, неудивительно – Кубрик снял великий фильм, в котором от оригинала мало что осталось – у него получилась, скорее «Космическая Одиссея в горном отеле», нежели экранизация романа.
По большому счету, Стивен Кинг на протяжении многих лет пишет произведения об одном и том же сюжете – как дети, переживая некие происшествия, становятся взрослыми, и как эти взрослые испытывают под влиянием детских травм страхи, комплексы и фобии, как пытаются выжить и их преодолеть. Об этом сеансе психотерапии и «Оно», и «Кладбище домашних животных», и даже «Темная башня». Кинг любит писать о глобальном, переплетая глубокий психологизм с мистикой, а также множество второстепенных линий и огромный ворох персонажей, создавая полотно в виде не совсем здорового общества в целом, которое иногда пытается вылечиться, а иногда этого даже не хочет. Стэнли Кубрик разумно предположил, что такое воплощение всех сюжетных линий романа убьет будущий фильм, поэтому выбросил из экранизации все, что не относилось к главному – тому, как Джек постепенно сходит с ума.
Фильм получился великим, но нельзя не признать, что из фильма по Стивену Кингу в итоге был выкинут сам Стивен Кинг. Поэтому нет ничего странного в том, что через какое-то время у писателя возникло желание вновь вернуть «Сияние» на экраны. В 1997 году вышел мини-сериал с одноименным названием, который, по самонадеянному признанию автора, был призван исправить то, что не сделал Кубрик. Надо ли говорить, что «исправить» шедевр ни у кого не вышло, а про новую версию «Сияния» сейчас ее авторы предпочитают не вспоминать?
Однако, по всей видимости, у писателя продолжала зудеть неприятная мысль, что фильм, не передавший основные идеи и многие сюжетные линии романа, стал более великим, чем, собственно, роман. И раз уж с ремейком дела не вышли, то можно попробовать сделать сиквел. Так из печати в 2013 году вышел «Доктор Сон», рассказывающий о повзрослевшем Дэниэле Торренсе, а работа над экранизацией началась годом позже.
Главный герой фильма, Дэниэл Торренс, выжил в отеле «Оверлук», вырос и даже, кажется, сумел победить своих демонов, хотя его психическое состояние нельзя назвать идеальным. Он узнает о других людях, которые, как и он, имеют «сияние», и могут с ним телепатически общаться. Однако также он узнает и о новом зле – людях, которые питаются «сиянием», убивая его владельцев. Дэнни считает своим долгом спасти девочку Абру, обладающую сильными мистическими способностями и оказавшуюся в поле зрения этих культистов.
Режиссером картины был выбран Майк Флэнеган. Он хорошо зарекомендовал себя в жанре ужасов, сняв «Окулус» и «Сомнию». В то же время к нему благосклонно относится и Стивен Кинг, и его фанаты, т.к. режиссер экранизировал для Netflix еще один роман писателя – «Игру Джералда». Он сделал то, что умеет лучше всего – снял качественный, добротный хоррор. «Доктор Сон» местами пробирает до мурашек, местами – завораживает. История растянута на два с половиной часа, но назвать ее затянутой язык не поворачивается – действия много, сюжет нигде не провисает, а вымышленный мир Кинга раскрывается во всех деталях, оказывается большим и разнообразным. С таким умением рассказывать сложную историю на экране Флэнегану надо было снимать «Темную башню» или «Противостояние» – в общем, что-то из наиболее масштабных и глобальных произведений писателя.
Но вместо «Противостояния» Флэнеган вывел на экран роман, рожденный стремлением писателя выйти из тени Кубрика (тот факт, что тень эта явно выдумана им самим, Кинг осознать так и не смог). В результате фильм ожидаемо и сам оказался в тени. У него отличная, захватывающая середина, где действие не имеет отношения к «Сиянию», но посредственные начало и конец, которые призваны соединить обе части истории. Юэн Макгрегор и Ребекка Фергюсон весь фильм выкладываются по полной, отлично играя героя и злодейку, но, попав в «Оверлук», словно пригибаются под его величием.
Все сцены в отеле «Оверлук» пересняты максимально аккуратно по отношению к первоисточнику – и при этом абсолютно стерильно, они не цепляют даже за чувство ностальгии, не говоря уже о том, чтобы пугать. Понятно, что перед нами уже не Кубрик. Актриса, подобранная на роль матери Дэнни, очень похожа на Шелли Дюваль, но не передает ее эмоций, а отец не имеет и половины той харизмы, которая была у Джека Николсона - вот уж от кого безумием так и разило!
Вся проблема в том, что «Доктор Сон» – плоть от плоти «Сияния», без фильма Кубрика в нем не имеет никакого смысла ни вступление, ни развязка. При этом картину хочется воспринимать как добротно сделанный самостоятельный хоррор - в качестве отдельного произведения она действительно неплоха. К сожалению, авторы сделали все возможное для того, чтобы «Доктор Сон» не стал сюжетно самостоятельным, а в сравнении с шедевром Кубрика даже самая качественно сделанная работа будет выглядеть, как сериал «Скарлетт» после «Унесенных ветром».
Павел Соломатин, InterMedia
Скончался каскадер Владимир Жариков из «Место встречи изменить нельзя»
Актер и каскадер Владимир Жариков скончался на 86-м году жизни 10 мая 2024 года.
Артист появился на свет в Смоленске 6 ноября 1938 года. Окончил Одесский государственный университет, воевал во Вьетнаме. В 1974 году режиссер Юрий Черный попросил его изобразить драку в ресторане в фильме «Порт».
В фильмографии Владимира Жарикова такие фильмы, как «Д'Артаньян и три мушкетера», «Место встречи изменить нельзя», «Пираты ХХ века», «Тайны мадам Вонг», «Псы» и др.
В "Месте встречи" Жариков сыграл члена банды "Черная кошка" и трижды участвовал в трюковых кадрах: заменил милиционершу, которую сбивает машина, официантку в ресторане, выброшенную из окна, и Фокса - в сценах драки.
В последний раз он появился на экране в фильме «Последнее дело Вареного» (1994). Основал единственную в СССР неофициальную школу каскадеров.
«ИнтерМедиа» напоминает, что американский актер и продюсер Марк Дэймон скончался 12 мая 2024 года в возрасте 91 года в своем доме в Калифорнии.
Том Харди и Махершала Али отправятся грабить Нью-Йорк в темноте
Махершала Али и Том Харди исполнят главные роли в новом фильме «Затмение 77» (77 Blackout) режиссера Кэри Фукунаги («Безродные звери», «Не время умирать»). Как сообщает Deadline, одним из продюсеров картины станет Чарльз Ровен, работавший над «Оппенгеймером» Кристофера Нолана и получивший за него «Оскар».
Действие разворачивается в 1977 году в Нью-Йорке. Пятеро нечистых на руку полицейских планируют ограбление сразу трех криминальных структур — Гонконгских триад, итальянской и гарлемской мафии — и всё за одну ночь. Однако именно в эту ночь в городе отключают электричество, и команда грабителей вынуждена действовать буквально наощупь по городскому ландшафту. Ведь годы переутомления и низкой оплаты труда вынуждают каждого из них противостоять своей собственной морали.
«Ивановы-Ивановы» отправятся на ферму в новом сезоне
Стартовали съёмки продолжения популярного комедийного сериала СТС «Ивановы-Ивановы». Как сообщает пресс-служба телеканала, в новом, седьмом по счету, сезоне к Михаилу Трухину, Анне Уколовой, Станиславу Дужникову, Алексею Лукину и другим актёрам сериала присоединятся Анна Невская и Никита Тарасов. Режиссерское кресло занял Михаил Соловьев.
В новых сериях Боря (Станислав Дужников) разрывается между беременной Ниной (Светлана Колпакова) и фермой, Ваня (Алексей Лукин) готовится к свадьбе с Васей (Юля Сорокина) и устраивается в компанию по продаже автодомов, а Лёша (Михаил Трухин) с Дедом (Юрий Ицков) снова в поиске быстрого заработка. Семейную идиллию нарушает звонок старшей сестры Лиды (Анна Уколова) — Марии (Анна Невская). Родственница хвастается успехами мужа Кости (Никита Тарасов), а Лёша врёт, что дом и бизнес Бори — их с Лидой. Мария приезжает в гости, и теперь Лёша и Лиде придётся изображать хозяев фермы, а Боре и Нине — неудачливых друзей, которых приютили.
Перед съёмками группа изучала инновационный опыт российских компаний и посещала роботизированные фермы. Михаил Трухин, чей герой находит общий язык и с «роботами», признавался, что новые технологии его не пугают:
- Мне этот тренд кажется безумно интересным. Например, с большим удовольствием использую «умный дом». А если проецировать на нашу индустрию, технологические прорывы просто поражают. Можно снять кино, в котором артист Трухин разговаривает на эфиопском языке в эфиопских пейзажах, при этом не находясь в Эфиопии.
Премьера состоится на СТС в новом телесезоне.