Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»

Круглый стол УПРАВИС: «Даже если музей приобрел произведение искусства, далеко не всегда он обладает на него исключительным правом»

Круглый стол «Деятельность УПРАВИС в части защиты прав авторов произведений изобразительного искусства и международный опыт в данной сфере» состоялся 1 июня 2019 года в рамках Международного фестиваля «Интермузей-2019». Спикеры, в число которых вошли ведущие российские и международные эксперты в области права, обсудили, за что музеи должны платить авторам художественных полотен, можно ли посетителям выставок выкладывать в соцсетях фото на фоне музейных экспонатов, а галереям - издавать каталоги с изображением своих же картин, а также многие другие правовые вопросы.

В круглом столе приняли участие генеральный директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) Эрик Вальдес-Мартинес и его заместитель Олег Патрин; руководитель отдела по работе с плательщиками УПРАВИС Алексей Кисточкин. О международном опыте применения авторского права рассказали начальник отдела лицензирования Авторского общества художников и дизайнеров Великобритании (DACS) Виктория Хупер и менеджер по индивидуальным правам Общества по защите прав авторов визуальных произведений Нидерландов (PICTORIGHT) Сандер ван де Виел.

Открывший круглый стол Эрик Вальдес-Мартинес сообщил, что с 2018 года заметно активизировалась работа по коллективному управлению исключительными правами фотографов, художников, скульпторов, и других авторов произведений изобразительного искусства, а также в сфере управления и защиты авторского права при реализации права следования. Связано это в первую очередь с приходом новой команды в УПРАВИС и внесением изменений в законодательство. В июне вступила в силу новая редакция статьи 1293 Гражданского кодекса о праве следования, а в сентябре – постановление Правительства №285, детально регламентирующее сведения о перепродаже произведений изобразительного искусства и порядок выплат авторам.

В России и за рубежом это право распространяется на авторов при жизни и переходит к наследникам.

По словам г-на Вальдес-Мартинеса, УПРАВИС в последнее время значительно расширило свое представительство, наладив сотрудничество с иностранными организациями, в том числе c ADAGP (Франция), VEGAP (Испания), ARS (США), DACS (Англия), BUS (Швеция), SIAE (Италия), BONO (Норвегия), PICTORIGHT (Нидерланды), SAVA (Аргентина), OOA-S (Чехия) и многими другими. Это должно обеспечить российским авторам и иным правообладателям защиту их авторских прав за пределами Российской Федерации. Кроме того, заключение Соглашений дает УПРАВИС право выдавать разрешения и собирать вознаграждения на территории России в пользу авторов – членов иностранных обществ в сфере управления их исключительными правами.

Что касается произведений изобразительного искусства, то с их авторами УПРАВИС работает как по прямым договорам, так и по договорам о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями.

- Особенность нынешнего российского законодательства, - объяснил Вальдес-Мартинес, - в том, что даже если произведение продано музею, автор или его наследники (в течение 70 лет после смерти автора) все равно остаются владельцами исключительных авторских прав.

Виктория Хупер рассказала, как система вознаграждений авторов действует за рубежом:

- DACS работает с 41 организацией (музеи, аукционы) из 38 стран. В 2018 году мы выплатили 25 тысячам художников 18 млн фунтов. Мы сотрудничаем с обществами художников - Дали, Пикассо и других. Одно из самых ярких воспоминаний – помощь музею в организации выставки Анри Матисса, которая стала настоящим «блокбастером» по количеству посетителей. Однако с именем этого художника связан и громкий скандал. По тематике его картин одной из компаний без урегулирования авторских прав была выпущена коллекция сережек и ожерелий – в результате ее всю пришлось уничтожить. Компания понесла не только финансовые, но и репутационные потери.

По словам Сандера ван де Виела, PICTORIGHT очень похожа на DACS. Общество представляет права двух тысяч голландских художников, фотографов, архитекторов, скульпторов, а также более 100 тысяч художников международных обществ.

- При повторном использовании изображений художник получает 4% от суммы. Цифра не очень большая, но для нас это достижение – раз работы художника пользуются спросом, получается, что он получает прибыль от собственного успеха, - признался Сандер ван де Виел.

В УПРАВИС, как сообщил Алексей Кисточкин, постоянно обращаются новые авторы, которые хотят, чтобы Ассоциация представляла их интересы. Необходимость сотрудничества с организацией поняли, по словам Олега Патрина, и сотрудники музеев, которые запрашивают разрешения на использование изображений в печатной и сувенирной продукции.

- Даже если музей приобрел произведение искусства, далеко не всегда он обладает на него исключительным правом, - пояснил Патрин. – Такое право должно быть оформлено документально, и тогда изображения можно использовать где угодно – от каталогов до сувенирных кружек.

При нарушениях УПРАВИСу приходиться отстаивать авторские права с помощью судов, и проигранных дел пока нет. Чаще же заключаются мировые соглашения: еще до суда или в самом начале процесса ответчик понимает, что что лучше заключить лицензионный договор, дающий право использовать произведение, чем выплачивать значительную компенсацию.

Однако для сотрудников музеев и галеристов - даже продвинутых - все пока не так ясно. К примеру, массу вопросов вызывает использование авторских произведений в интернете. Посетители музеев постоянно фотографируются на фоне картин или просто делают снимки полотен, а потом выкладывают их в соцсетях. Чем с точки зрения законодательства отличается снимок картины от снимка посетителя на фоне картины? Этот вопрос задала спикерам директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова.

Сандер ван де Виел ответил, что в Нидерландах два месяца назад появился закон, согласно которому в соцсетях запрещено размещать любые снимки из музеев. Если же фото все-таки было опубликовано – художнику положено вознаграждение.

Еще один важный вопрос, связанный с использованием изображений, касается публикаций картин в каталогах, распространяемых в сети и в печатном виде. Музеи могут свободно использовать без получения разрешения от правообладателей и выплаты им вознаграждения произведения изобразительного искусства только в своих каталогах выставок и изданиях, посвященных исключительно коллекции музея. В случаях же размещения произведений на сайте музея всегда необходимо разрешение, то есть заключение соответствующего лицензионного договора. По словам Олега Патрина, в основном все крупные государственные музеи, в том числе Русский Музей, ГТГ, Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина и многие другие успешно взаимодействуют с УПРАВИС, заключая договоры на использование произведений изобразительного искусства в печатных изданиях и в интернете.

В Нидерландах, по словам Сандера ван де Виела, существует запрет на публикацию работ художников в печатных изданиях. У музеев есть право изготавливать постеры для рекламы выставок, но не делать каталоги на продажу. В Великобритании организаторам выставок без разрешения автора запрещено делать и постеры – в рекламе может использоваться только заголовок и сроки проведения мероприятия, добавила Виктория Хупер.

Наталия Гергерт, InterMedia

Вениамин Смехов устроит «Театр моей памяти» в Театре Ермоловой

14.05.2024 11:24 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
Илья Золкин

Творческий вечер Вениамина Смехова «Театр моей памяти» состоится 28 мая 2024 года на Основной сцене Московского драматического театра имени М.Н.Ермоловой.

- Эта поэтическая встреча — парафраз одноимённой телевизионной передачи, в которой Вениамин Борисович Смехов когда-то рассказывал о дорогих ему людях, о местах и событиях, оказавших влияние на его жизнь, - сообщается в анонсе на официальном сайте театра. - В ней он вспоминал о Театре на Таганке, о Юрии Любимове и Владимире Высоцком, о Лиле Брик и Владимире Маяковском, о Евгении Евтушенко и Андрее Вознесенском, о Петре Фоменко и Александре Пушкине, о великом и тогда ещё малоизвестном драматурге Николае Эрдмане… И недавно родилась идея снова поговорить о них, но теперь – стихами: сложить поэтическую программу, в которой можно вспомнить и поклониться всем тем, без кого жизнь была бы бедной и бессобытийной.

Фото: Илья Золкин
Теги: анонс, творческий вечер, Вениамин Смехов
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Юрий Грымов покажет историю любви Михаила Чехова в постановке «Ничего, что я Чехоff?»

13.05.2024 17:01 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой театра

Показы спектакля «Ничего, что я Чехоff?» состоятся 22 мая и 13 июня 2024 года на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн». Режиссёром спектакля стал художественный руководитель театра Юрий Грымов.

- Эта постановка об особом человеческом состоянии — состоянии актёра, когда театр становится смыслом существования, когда человек перестаёт принадлежать себе, а всецело подчиняется искусству, - говорит режиссер.

В основу спектакля легла история заслуженного артиста РСФСР Михаила Чехова. После его отъезда в 1930-х годах в Советском Союзе его имя пытались предать забвению. Находясь в эмиграции, он сделал головокружительную карьеру, но до конца своих дней считал, что не сумел найти своего места в мире и в искусстве.

- Я переживаю огромную, страстную и самую безнадежную любовь в своей жизни — любовь к русскому театру, - писал Михаил Чехов.

По словам создателей, «Ничего, что я Чехоff?» – страстная и пронзительная история о любви и невероятной жизни Михаила и Ольги Чеховых. Михаил Чехов – актёр, педагог и режиссёр основал собственную театральную школу, воспитал не одно поколение артистов, получивших мировую славу. Ольга Чехова – государственная актриса Третьего рейха, по некоторым сведениям, работала на три разведки одновременно.

- Особенный спектакль создателя грандиозных масштабных постановок – жизнь главной героини воссоздается с помощью приёмов камерного театра. Подбор музыки и света, а также продуманная сценография акцентируют внимание зрителей на смыслы, заложенные режиссёром, и на фантастическую игру актёров, - говорится в описании проекта.

В спектакле занята прима театра «Модерн» – заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова, удостоенная за образ Ольги Чеховой Театральной премии «МК» в номинации «Лучшая женская роль».

Ранее на сцене театра «Модерн» состоялись показы драмы «На дне» в постановке Юрия Грымова по пьесе Максима Горького. В своей постановке режиссер переместил действие спектакля из условной Хитровки на Рублёвку.

Фото: предоставлено пресс-службой театра
Теги: анонс спектакля, театр Модерн, Ничего, что я Чехов?

Умер оперный певец Василий Ковальчук

Большой театр Беларуси

Советский и белорусский оперный певец, народный артист Беларуси Василий Ковальчук ушёл из жизни 12 мая 2024 года.

- Ушел из жизни народный артист Ковальчук. В январе ему исполнилось 80 лет. Коллектив Большого театра Беларуси безмерно скорбит в связи со смертью ведущего солиста Белорусской оперы и выражает искренние соболезнования родным, близким, коллегам Василия Васильевича, - сказано в некрологе, опубликованном на сайте театра.

Василий Ковальчук - выпускник Львовской государственной консерватории. С 1977-го - солист Львовского государственного театра оперы и балета, с 1989-го - солист Большого театра Беларуси. В репертуаре артиста были басовые партии Рыгора в «Дикой охоте короля Стаха», Абемелеха в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса, Тимура в «Турандот» Пуччини, Даланда в «Летучем голландце» Вагнера, Мороза в «Снегурочке» Римского-Корсакова, Рамфиса в «Аиде» Верди, Фигаро в «Свадьбе Фигаро», Лепорелло в «Дон Жуане» Моцарта и др.

Фото: Большой театр Беларуси
Теги: смерть
β 16+