Ирина Устинова: «Высокое музыкальное искусство – неотъемлемая часть комфортной среды»
Всероссийский форум «Академическая музыка в малых городах России»прошел в Карелии в конце сентября 2018 года. Его главной темой стало развитие регионального музыкального пространства и эффективные методы привлечения аудитории на концерты академической музыки. Об итогах мероприятия рассказала «Музыкальному Клондайку» директор Карельской государственной филармонии и идеолог форума Ирина Устинова.
Как задумывалась идея создания Всероссийского форума, почему решили проводить его именно в Кондопоге?
- Летом 2017 года Кондопожский Дворец искусств получил статус филиала Карельской филармонии. Произошло это как раз перед началом концертного сезона, и мы экстренно стали соображать, что делать с этим великолепным наследием и как его развивать. Важным этапом стала наша совместная поездка с руководством филиала на органный форум в Челябинск, который проходил на базе их филармонии. По его окончании мы поняли, что нам необходимо провести мероприятие подобного масштаба в Кондопоге. <…> Изначально это мероприятие задумывалось как органный форум, но в процессе подготовки мы решили провести более масштабное мероприятие. Мы понимали, что вопрос не только в том, как привлечь внимание к новому органному залу, но и в том, как вообще заниматься продвижением академической музыки в малых городах. Здесь, как и во многих других уголках нашей страны, существует немало проблем, которые в итоге были объединены главной темой: «Как сформировать филармоническую среду». На форуме мы много общались, делились опытом, спорили, слушали интересные лекции, и я уверена, что каждый уехал с новыми идеями и планами.
С какими общими проблемами сталкиваются филармонии в малых городах России?
- Главная проблема, собственно, одна – как привлечь публику в зал. По статистике академическую музыку в среднем слушают от трех до пяти процентов населения. У нас в Кондопоге, с прекрасным наследием в виде зала и органа и населением 30 тысяч человек, эта проблема стоит особенно остро.
Карельская филармония – это уникальное культурное учреждение, так как она находится в городе с населением менее 300 тысяч…
- Чем больше мы общаемся сейчас с коллегами, тем больше мы понимаем: таких как мы, много, но мы обычно в тени. Понимаете, руководители концертных организаций регулярно встречаются на различных мероприятиях, но на виду, как правило, крупные филармонии, а здесь – другая история. Карельской филармонии 80 лет, и с какими бы проблемами мы не сталкивались, нам помогают наш опыт, традиции, партнеры-музыканты. А Кондопоге все гораздо сложнее. Пока этот зал не был нашим филиалом, мы здесь практически не работали: у нас не было (и нет) бюджетных дотаций, а билеты должны быть доступны по цене, поэтому каждый выезд для нас был большой проблемой. Но теперь, даже понимая, что мы не заработаем на концертах в органном зале, мы стали ездить туда чаще в расчете на то, что когда-нибудь это даст свои плоды.
На форуме поднималась тема виртуальных концертных залов в регионах. В Карелии уже появились площадки, на которых реализуется этот проект?
- На сегодняшний день ни одной такой площадки нет. Но прошедший форум дает нам основания полагать, что несколько таких залов в ближайшее время появятся в районах Карелии. Для нас виртуальный зал – это инструмент просвещения и пропаганды академической музыки. Используя опыт коллег из Екатеринбурга и Вологды, мы предварительно договорились о сотрудничестве с Национальной библиотекой Республики Карелия, у них есть и филиальная сеть по республике, и доступ к интернету в филиалах, и желание заниматься формированием культурной среды в районах.
Существует ли сотрудничество между «малыми» филармониями России?
- Все филармонии очень разные: по какому признаку не рассматривай – везде есть свои отличия. Если вы называете «малыми» филармонии в малых городах, так это не всегда справедливо: можно в малых городах встретить концертные организации, работающие гораздо более эффективно, чем некоторые филармонии в городах крупных.
Мы, увы, не очень удобно для активного сотрудничества расположены на территории России: Карелия значительно удалена от основных филармонических «скоплений», за нами только Мурманск, да и до него еще около суток езды на поезде. Мы, конечно, всегда находимся в курсе событий – нам помогает в этом Союз концертных организаций России, Московская филармония и Федеральная программа «Всероссийские филармонические сезоны», близость к Петербургу, а так же собственные творческие контакты с коллегами из других регионов. Но мы возлагаем надежды на то, что форум станет новым объединяющим звеном в нашем сотрудничестве.
Прошел первый такого рода и масштаба форум, будет ли продолжение?
- Мне бы хотелось, конечно. Мы часто встречаемся с коллегами на разных площадках в рамках деятельности Союза концертных организаций России. Но там доминируют обычно большие филармонии, что, с одной стороны правильно: они – флагманы, которые задают общий тон, делятся технологиями, и это важно. Но если крупные города похожи, малые, как правило, очень различны между собой, и здесь особое значение имеют любые детали и нюансы. Хорошо, что была возможность поделиться ими. <…> Форум должен проводиться на разных площадках в разных регионах. Было бы неплохо по истечении года вновь собраться где-то и посмотреть, что поменялось, а что нет.
Как вы считаете, есть ли все-таки будущее у филармоний в малых городах, будут ли они расширяться, станут ли они центром всей культурной жизни города или на данный момент существуют сложности, которые непреодолимы, это могут быть и финансовые и ресурсные, когда не хватает артистов или квалифицированных специалистов?
- Можно отнестись к этому вопросу пессимистично и сказать, что да, к сожалению, мы обречены на выживание, что при всеобщей оптимизации наши потери заметнее, чем у крупных филармоний. Но в культуре очень многое зависит от личности, и это обязывает меня как руководителя к оптимизму. И все, кто приезжает в Карелию, видят, как работает команда филармонии, и дают нашей работе высокую оценку.
Какими качествами и знаниями должен обладать лидер такой культурной институции, как, например, филармония?
- К сожалению, мы понимаем, что у нас нет такого ВУЗа, который мог бы предоставить готовый рецепт руководителя. Мне кажется, что здесь должны быть несколько базовых вещей. В первую очередь, это сочетание музыкального и менеджерского образования. Далее – ряд личностных качеств: харизматичность и внутренний стержень, способность повести за собой людей и оправдывать их доверие, умение вступать в диалог с властью и бизнесом, креативность и открытость новым идеям.
В Кондопоге есть великолепные органы, меценатом и вдохновителем их покупки в свое время стал директор целлюлозного завода Виталий Федермессер. На ваш взгляд, логично ли было поставить эти инструменты в такой небольшой город?
- В Петрозаводске не нашлось такого человека, который смог бы это сделать. Кто-то может покрутить у виска и сказать: зачем орган в маленьком, забытом Богом городе, где стоит бумажный завод, где живет рабочий класс? Но у Федермессера была идея – не он ее придумал, она успешно функционирует в европейских городах: нужно заботиться о людях и социальной составляющей. Люди захотят жить, работать и растить детей в городе, если там будет хорошая инфраструктура – медицинские, образовательные учреждения, парки, библиотеки... Концертный зал и высокое музыкальное искусство – неотъемлемая часть комфортной среды. Даже если у человека нет пристрастия к классической музыке, он должен знать, что возможность услышать эту музыку у него есть, она рядом. Вот в Кондопоге зал есть, и это значит, что у маленького города может быть большое будущее.
Беседовал Антон Иванов.
Бруно Марс не находится в рабстве у MGM
Компания MGM Resorts International (владеющая гостиницей, казино и концертным залом в Лас-Вегасе) официально прокомментировала слухи о том, что музыкант Бруно Марс семь лет выступает на их площадке, чтобы расплатиться с многомиллионными долгами из-за азартных игр. Такое сообщение распространили на днях СМИ со ссылкой на анонимные источники, заявлявшие, что артист фактически находится в рабстве у компании.
- Мы гордимся нашими отношениями с Бруно Марсом, одним из самых ярких и динамичных исполнителей в мире, - говорится в заявлении MGM , сделанным через издание Complex. - От его выступлений в Dolby Live в Park MGM до нового зала Pinky Ring в Белладжио, развлекательный бренд Бруно привлекает посетителей со всего мира. Партнерство MGM и Бруно имеет давнюю историю и основано на взаимном уважении. Любые иные предположения являются полностью ложными; у него нет долгов перед MGM. Вместе мы рады продолжать создавать незабываемые впечатления для наших гостей.
Сам Бруно пока никак не прокомментировал слухи о долгах, хотя ранее признавался, что страдает игроманией.
Творчество Shaman, «Любэ» и Олега Газманова собираются включить в школьную программу
Министерство просвещения РФ поддержало инициативу о включении в учебную программу школьных уроков музыки изучения творчества патриотических коллективов и исполнителей, выдвинутую депутатом Госдумы Сергеем Колуновым. Он предложил включить в школьную программу творчество группы «Любэ», Олега Газманова и Ярослава Дронова, известного как Shaman.
- Мою инициативу с предложением включить в учебную программу школьных уроков музыки изучение современных патриотических композиций Минпросвещения поддержал, - приводит слова Колунова РИА «Новости.
По словам депутата, теперь совместно с экспертным и родительским сообществами будет прорабатываться список таких исполнителей и композиций. В этом списке точно будут «Любэ», Газманов и Shaman.
Ранее Shaman был признан самым востребованным артистом в России. Рейтинг составил сайт «КП» на основе анализа гастрольных графиков музыкантов и заполняемости залов. По итогам 2024 года безоговорочным лидером оказался певец Shaman, давший 90 концертов и неизменно собирающий аншлаги в самых больших залах России.
Сергей Соседов поздравил Валерия Леонтьева с завершением карьеры
Музыкальный критик и ведущий Сергей Соседов поддержал решение Валерия Леонтьева уйти со сцены. В интервью News.ru, он выразил уверенность, что певец найдет, чем ему заняться.
- Решение Валерия Леонтьева завершить карьеру я считаю правильным, это нужно было сделать. Он выступал более чем достаточно. Сегодня у него день рождения. Я поздравляю Валерия Леонтьева с юбилеем, — сказал Соседов.
Журналист отметил, что для эстрадного исполнителя важен возраст. К тому же в отличие от актеров, которые могут исполнять различные роли, для певца непозволительно выходить на сцену в плохом состоянии и при упадке сил. Сергей Соседов добавил, что видел «ужасные примеры» этого в российском шоу-бизнесе в последнее десятилетие.
Ранее продюсер Иосиф Пригожин одобрил решение Валерия Леонтьева уйти со сцены. Он рассказал, что уважает решение Леонтьева покинуть сцену и считает его правильным. Пригожин отметил, что многие певцы хорошо понимают, когда необходимо завершить музыкальную карьеру.