Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

21.11.2017

Рецензия: «Последний богатырь». «Звездные войны» по-древнерусски ****

13.10.17 10:26 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия: «Последний богатырь». «Звездные войны» по-древнерусски ****

Пресс-показ фильма «Последний богатырь» состоялся 10 октября 2017 года в кинотеатре «Каро Октябрь». Режиссер: Дмитрий Дьяченко. В ролях: Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Константин Лавроненко, Елена Яковлева, Евгений Дятлов, Александр Семчев, Сергей Бурунов. В широкий прокат фильм выходит в России 19 октября 2017 года.

Иван - мошенник, участвующий в шоу «Битва магов», но, разумеется, никакими магическими силами не владеющий. Однажды он неожиданно для себя попадает из современной Москвы в сказочную страну Белогорье, где живут герои русских сказок и творится настоящая магия. Иван оказывается в центре борьбы светлых и темных сил, поскольку все вокруг принимают его за сына самого Ильи Муромца. Вот только сам главный герой сомневается в том, что его ни с кем не спутали.

Предыдущий фильм, который компания Disney снимала в России и для России – «Книга мастеров» – вряд ли кому-то всерьез запомнился, да и в прокате он провалился. Для нового проекта решили собрать более уместный для среднего голливудского блокбастера каст, и режиссера нашли подходящего. Дмитрий Дьяченко не только снял «СуперБобровых», встреченных диаметрально противоположными мнениями критиков, но и все фильмы «Квартета И», а также многие серии «Кухни». Так что чувство юмора и вкус у него имеются, хотя и весьма специфические.

Постмодернисты полагают, что трактовать по-новому можно все, что угодно. Однако фильмов, предусматривающих новые трактовки старых историй, персонажей или событий, в России традиционно не любят, предпочитая чахнуть, как Кощей над златом, над культурным и историческим прошлым. Одни и те же люди восхищаются голливудскими шедеврами, переосмысляющими старые истории и книги, но, как только выходит новый «Гоголь», кричат в соцсетях, мол, «уберите руки от классики, она священна». Древнерусские сказки в этом смысле – почва более благодатная, поскольку ее аудитория изначально более лояльна к вариативности трактовок. В конце концов, сказок и былин этих было много, а новые сюжеты, опирающиеся на них, сочинялись еще в советском кинематографе, во времена, когда бабу Ягу играл Георгий Милляр. Одно слово – сказка. И ее целевая аудитория над вариативностью трактовок задумываться не должна.

В результате из сказки получилось вполне современное фэнтези, снятое по голливудским лекалам. Ориентация на молодежную аудиторию, хорошая визуальная составляющая, спецэффекты, компьютерная графика – все красиво и без излишеств. Лекала прослеживаются довольно четко – даже постер «Последнего богатыря» удивительно напоминает о «Звездных войнах». В общем, Disney в своем репертуаре.

В фильме полно нашего российского – от знакомых с детства персонажей, до очень толстого стеба над аудиторией Стаса Михайлова. И, конечно, все это можно было сделать лучше. Можно было придумать менее клишированный сюжет без рояля в кустах, не вводить совершенно проходную любовную линию, не добавлять в фильм копию Рей из все тех же «Звездных войн», и юмор можно было сделать более адекватным, иногда позволяя персонажам вовремя останавливаться. Но главное тут не это. Пожалуй, из произведений, рассказывающих что-то о восточноевропейской мифологии, мировую известность до сих пор имел только «Ведьмак» Сапковского (и то, увы, благодаря серии игр, а не книг). Других проектов, посвященных этой теме, сделанных качественно и с любовью, до сих пор не было. Приятно, что кто-то решил наконец, приложить такое усилие.

Павел Соломатин, InterMedia