Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

24.02.2017
23.02.2017
22.02.2017
21.02.2017

Рецензия: «Тони Эрдманн». Папа, папа, бедный папа *****

08.12.16 06:32 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия: «Тони Эрдманн». Папа, папа, бедный папа *****

Предпремьерный показ фильма «Тони Эрдманн» состоялся в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в кинотеатре «Формула Кино Горизонт» 4 декабря 2016 года. Режиссёр — Марен Аде, в ролях: Петер Симонишек («Место преступления»), Сандра Хюллер («Реквием»), Михаэль Виттенборн («Неотразимая Марта»), Томас Лойбл («Измеряя мир») и другие. В России картина выходит в прокат 23 февраля 2017 года.

Инес Конради — успешный бизнес-консультант в престижной корпорации. Она временно живёт в Румынии, где ведёт переговоры с важным клиентом, когда к ней совершенно некстати приезжает отец — фанат розыгрышей и любительского грима, который обожает отпускать странные шуточки и к месту и не к месту надевать дурацкие накладные зубы. Серьёзной Инес отец создаёт массу проблем, и спустя пару дней она выпроваживает его обратно домой, вздохнув с облегчением. Но... Винфред, решивший во что бы то ни стало добиться расположения дочери, так просто не сдастся.

На первый взгляд, «Тони Эрдманн» — это очередное кино из серии «позвоните родителям»: пресловутые отношения отца и дочери, возможность взглянуть со стороны на собственное поведение в некоторых ситуациях, узнать себя в главной героине: кто из нас, бывало, не стыдился самых близких людей? От одного взгляда на Винфреда, которого Инес тащит с собой на ужин с клиентом, сердце рвётся: такой он заброшенный, неуклюжий и неуместный, так искоса ловит весь вечер взгляд дочери, словно побитый пёс, а она так холодна и так подчёркнуто его игнорирует. И не совсем ясно, что тому виной: какой-то застарелый конфликт или просто общая отчуждённость в семье. Ближе к концу фильма одна яркая сцена прольёт на ситуацию немного света, но всех точек над «i» всё-таки не расставит.

Всю ленту Винфред будет упорно гнуть свою линию, пытаясь сблизиться с дочерью единственным известным ему способом: с помощью своего странного юмора — иногда, впрочем, немного сбавляя обороты и пытаясь апеллировать к более серьёзным темам, но безуспешно.

- Столько слов: «радость», «счастье», «жизнь»... А сам-то ты ради чего живёшь? — с горечью спросит его Инес, и он не найдётся, чем на это ответить.

Да и как тут, в самом деле, парировать? Режиссёр снова тычет нас носом в наше общее несовершенство: все мы горазды учить других жизни и осыпать упрёками, а сами-то что? За «провисшими» отношениями Винфреда и Инес несложно разглядеть боль одиночества и безысходный тупик — за много лет отец и дочь так и не смогли найти общего языка и, похоже, махнули на всю эту историю рукой — вот только желание любить и быть услышанными так никуда не делось, оно просто запряталось немного поглубже.

«Тони Эрдманн» проделал долгий путь до российского проката (и путь этот ещё не закончен) и по дороге успел получить высшие баллы критиков нескольких международных кинофестивалей, в том числе Каннского, а также стать претендентом на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». И это заслуженно: лента вызывает настолько широкую гамму эмоций, что порой кажется, будто смотришь несколько разных фильмов. Здесь есть ужасно неловкая постельная сцена, неожиданный и совершенно потрясающий музыкальный номер, а также масса юмора и фантасмагоричная вечеринка ближе к концу — и, конечно, отличный экранный дуэт Петера Симонишека и Сандры Хюллер — последняя проявила себя поистине бесстрашной актрисой, смело и самозабвенно отыграв такие сцены, от которых у зрителя захватывает дух. Фильм идёт без малого три часа — но, поверьте, этого времени он стоит.

Татьяна Трейстер, InterMedia