Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

«Сплин» - «Ключ к шифру» **** (Слушать)

07.10.16 01:00 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
«Сплин» - «Ключ к шифру» **** (Слушать)

2016, «Сплин»

Тяжеловесные баллады, хлёсткие образы, настойчивые рефрены - старый добрый «Сплин» в своём репертуаре. Но если пару предыдущих альбомов можно было смело рекомендовать только верным поклонникам, то «Ключ к шифру» стоит послушать всем. Едва ли не треть песен - практически шедевры, мощные и запоминающиеся: подпевать захочется всем, а не только тем, кто искренне любит русский рок. Как часто водится у Александра Васильева и Ко, пластинку можно было сократить наполовину, но группа на это не пошла: хиты, которые совершенно точно заживут своей счастливой жизнью без особых усилий музыкантов, здесь сильно разбавлены, скажем так, «обычными сплиновскими песнями». Впрочем, в текстах «обычных» треков тоже при желании можно долго копаться, но это, конечно, удел энтузиастов, то бишь тонких ценителей поэтического таланта Васильева.

Начало «Ключа к шифру» наводит на воспоминания о «Разлуке» «Наутилуса Помпилиуса». «Медный грош» исполняется без инструментального сопровождения и почти в фольклорной манере. Возможно, песня призвана отпугнуть от альбома самых нестойких из потенциальных слушателей. В «Пирамидах» «Сплин» продолжает испытывать терпение поклонников: песня выполнена в узнаваемой манере за вычетом типичной тревожности, однако больше про неё сказать особо нечего - но для вкатывания в альбом трек, впрочем, вполне годится. «Нам, мудрецам» тоже маскируется под лёгкую, немного монотонную и необязательную песенку, но здесь уже включаются неумолимые васильевские рефрены, которые не берут в тиски надолго только потому, что дальше следует композиция «Храм».

И вот это уже серьёзно, потому что мурашки начинают ощутимо бегать с первых же секунд этой песни без припевов и рефренов: под несложную, но какую-то очень правильную мелодию нельзя упустить ни строчки из васильевских «пишу тебе из северных широт, живая рыба здесь мертвее шпрот», «пишу тебе из южных берегов, где тесно на Олимпе от богов» и «любые вещи превратятся в хлам, никто не помнит, кто построил храм, такая жизнь не сахар и не шёлк, здесь помнят лишь того, кто храм поджёг». Идеальная вещь для пения в бард-караоке, если бы таковые существовали.

Трек «Окраины» направляет вектор альбома в сторону стадионных боевиков. Песня начинается в жанре тяжёлого рэпа, причём Александр Васильев уверенно утирает носы большинству модных рэп-поэтов, а в припеве трек оборачивается мощным и запоминающимся рок-гимном, причём подозреваю, что в концертной версии он будет звучать даже чётче, чем на диске. Душераздирающий «Кит» адресован в основном впечатлительным девушкам - и таки да, они будут впечатлены. Романс «Она была так прекрасна» может вызвать в среде поклонников Бориса Гребенщикова драки до крови между теми, кто считает, что это оммаж, и теми, кто увидит в песне пародию.

После достаточно предсказуемого «Джа играет джаз» следует неожиданный «Реквием»: под хоральный аккомпанемент Александр начитывает своё стихотворение «Мама больше не позвонит». «Земля уходит из-под ног», «Небесный хор» - только для фэнов, зато в «Тревоге» Васильев включает бронебойный ритм и произносит нервный текст, заставляя всё вокруг испытывать ощутимое чувство тревоги. На финал оставлены «Череп и кости» - номер, в котором лидер «Сплина» беседует с богом, причём напрямую и на равных.

Алексей Мажаев, InterMedia