Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

06.12.2016

«Сын Саула»: Последняя битва человечности и безразличия ****

06.04.16 01:15 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
«Сын Саула»: Последняя битва человечности и безразличия ****

Показ фильма «Сын Саула», получившего премию «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке», состоялся в «Гоголь-Центре» в рамках фестиваля венгерского кино CIFRA 2, организованного CoolConnections. Режиссер: Ласло Немеш. В главной роли Геза Рёриг. В широкий прокат в России фильм выходит 14 апреля 2016 года.

1944 год, концлагерь Освенцим. Саул Аусландер – еврейский пленник и член зондеркоманды. Его задача – встречать новых узников, сопровождать их в газовую камеру, затем извлекать трупы, обыскивать их на предмет ценностей и уничтожать тела. Через камеры проходят тысячи людей. Однажды среди тел Саул видит мальчика, которого принимает за собственного сына, и решает похоронить его по всем правилам.

Про ужасы Второй Мировой войны и зверства, творимые нацистами, снято уже немало, но тема не устарела. Освенцим – ад на земле, и зритель, возможно, впервые получил возможность не просто наблюдать этот ад с экрана. Особая манера съемки, расположение камеры – словно из-за плеча Саула – позволяет представлять себя на месте героя, погрузиться в самый центр событий.

Ужасов в фильме много, и не все они творимы нацистами. Саул ищет среди заключенных раввина, чтобы тот прочел кадиш, а также пытается найти способ похоронить мальчика, не отдав его в безликую печь крематория. И натыкается на… полное безразличие окружающих. Остальные заключенные, как и он сам когда-то, просто существуют, безропотно выполняя свои функции и цепляясь за собственное выживание. Члены зондеркоманды знают, что их и самих убьют в ближайшие дни, чтобы заменить на новых заключенных, но даже это не меняет их поведения. Усилиями фашистов люди превратились в животных, лишенных эмоций, воли, разума и души, готовых истреблять собственных братьев. Общая атмосфера безумия может напомнить русскоязычному зрителю описания ГУЛАГа в «Сентенции» Шаламова.

Также русскоязычному зрителю должен знаком отрывок из «Судьбы человека» Шолохова, в котором Андрей Соколов отказывается закусывать на глазах у немцев. В школах этот эпизод обычно разбирают, как пример выдержки характера. Саул совершает подобный подвиг воли – отказ следовать нечеловеческим правилам лагеря в пользу вечных законов, необходимость приложить все силы, чтобы похоронить тело, как того требуют внутренние убеждения героя. Тоталитарная система не победит, пока есть те, кто готов положить жизнь, сражаясь со страхом и безразличием.

Пожалуй, можно сказать, что «Сын Саула» – один из страшнейших фильмов о Холокосте. Его просмотр точно нельзя отнести к способам приятно провести досуг, но это однозначно ценнейший гуманистический опыт.

Павел Соломатин,InterMedia