Егор Крид получил травму в ДубаеУмер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от рака

«Отава Ё» - «Лучшее 2006-2015» ****

2015, Navigator Records

Что делать группе, которая примерно на двенадцатом году своего существования наконец обрела известность? Правильно, выпускать альбом лучших песен. Как его ни назови, большинству слушателей он всё равно будет казаться дебютным диском, невзирая на то, что коллектив успел навыпускать раньше. «Отава Ё» прославилась песней «Сумецкая», жанр которой музыканты характеризуют как «частушки с дракой». Видеоклип на композицию быстро собрал свой миллион просмотров, а трек даже возглавил в феврале 2015 года европейский чарт World Music. В клипе и примерно на всех групповых фотографиях участники «Отавы Ё» старательно кривляются, не снимая стилизованных под простонародность ушанок, но это их странным образом не портит. Ведь именно вот этого драйва, шального веселья и постоянной готовности к драке всегда не хватало как русскому фолку, так и российскому фолк-року. «Сумецкая» сумела заинтересовать своим нестандартным подходом; послушав сборник «Отавы Ё» заинтересовавшиеся явно не будут разочарованы.

Фолк-коллективы всегда есть за что раскритиковать, причём не важно, грешит ли ансамбль чрезмерной стилизацией или, напротив, стремится к аутентичности. И то, и другое представляется впаданием в крайности: поющие про «Валенкки» ряженые в лаптях, кокошниках и состоянии искуственной возбуждённости мало что общего имеют с народным искусством. Впрочем, и «аутентисты» не желают понимать, что точное восстановление какой-нибудь псковской сопелки XIII века вряд ли найдёт большой отклик у слушателя, живущего 800 лет спустя. Поэтому в выигрыше остаются музыканты, способные найти золотую середину - скрестить народные плачи с электроникой, как «Иван Купала», или русский фолк с европейским, как «Мельница». «Отава Ё» добавляет к этим рецептам здоровый цинизм, некоторую всеядность и остроумную агрессивность. Если в их случае кого-то удивляет лезгинка под волынку, так это ненадолго - играют они так уверенно и зажигательно, что поневоле почти сразу соглашаешься с их трактовкой. Уважение к корням присутствует, но не просите «Отаву Ё» сохранять дух каждой древней ноты - нет, фольклор они используют как материал, из которого можно слепить нечто современное и неожиданное. Микс из разнообразных влияний превращает их фолк-музыку в захватывающий аттракцион. «Если вам покажется, что вы слышите что-то такое, чего никак не ожидали услышать, то это именно то, чего мы и добивались», сообщает сайт группы - и даже не врёт.

«Лезгинка» с упоминанием Георгия Данелии и сомнительными грузинскими мудростями типа «если ты от жены ушёл, это значит, ты осёл, если женя от тебя ушла - ты не осёл, ты хуже осла» соседствует с инструментальной волыночной «Lazersong», в названии которой явно зашифрован главный российский исполнитель на волынке Лазерсон. Под шаловливыми пальцами «Отавы» в кельтскую музыку превращается старинный дворовый хит «У кошки четыре ноги», к которой группа запросто дописала куплеты, а гибрид клезмера и русских народок распевок «Про Диму и Петю» снабжён эпичным текстом про приключения в Питере и Хельсинки. И так далее: в трек-лист сборника можно тыкать наугад - никогда не знаешь, на что нарвёшься, но знакомство в любом случае окажется нескучным.

Алексей Мажаев,InterMedia

β 16+