Культурно-зрелищная индустрия РФ в 2014 году
Предварительные результаты
комплексного исследования
Комплексное исследование культурно-зрелищной индустрии проводится информационным агентством InterMedia с 1994 г. Исследование за 2014 г. проводится по усовершенствованной методике, соответствующей последним изменениям в структуре и бизнес-моделях индустрии. В ходе работы были проанализированы финансовые показатели всех секторов и сегментов экономики, использующих музыкальные, драматические, музыкально-драматические, хореографические, сценографические и аудиовизуальные произведения на территории РФ. Расчеты включают выручку от розничных продаж, спонсорские взносы, государственное финансирование, гранты и другие виды доходов. Внутренние финансовые расчеты между участниками индустрии (например, между промоутером и билетным агентством, между артистом и издательством, между киностудией и прокатной сетью, между автором и авторским обществом) не обрабатываются во избежание двойного учета.
В ходе проведения последних исследований InterMedia выявилась также невозможность использования официальной статистической информации в силу применения Росстатом формальных методик и градаций, не соответствующих реалиям индустрии (те же проблемы присущи отраслевому классификатору ОКВЭД). Относительно детально отслеживается лишь деятельность государственных театров и цирков, однако практически отсутствуют данные по концертной деятельности или звукозаписи, радиовещанию, интернет-индустрии (к примеру, в ежегоднике и открытых данных Росстата вообще отсутствуют термины «концерт», «музыка», «запись»). В этой связи в методологии настоящего исследования широко использованы экспертные опросы и методы корреляционного анализа.
Исследование не включает следующие секторы: литература, изобразительное искусство, архитектура, игровая индустрия, художественная самодеятельность, образование, спорт, СМИ, музейно-выставочная деятельность, бизнес-мероприятия, мерчандайзинг, производство и торговля музыкальными инструментами, культурная деятельность силовых структур. Не учитываются инвестиции, капитальные вложения и кредитование в отрасли.
Для удобства оценок и сравнений вся индустрия разделена на три группы по видам потребления продукции и услуг:
– зрелищные мероприятия и услуги;
– распространение аудио- и видеозаписей;
– иные сегменты.
Культурно-зрелищная индустрия РФ в 2014 г.
Сектор (сегмент) индустрии | Оборот (млн.руб) |
Зрелищные мероприятия афишные (концерты, спектакли, иные шоу в живом исполнении) | 70 700 |
Зрелищные мероприятия частные, государственные, корпоративные (только поступления в индустрию) | 19 000 |
Кино (прокат и дотирование) | 54 300 |
Радиостанции (только музыкальные) | 15 497 |
Общественное питание, торговля, транспорт (только поступления в индустрию) | 3 901 |
Продажи физических носителей (музыка) | 843 |
Продажи физических носителей (кино, видео) | 1 100 |
Рингбэктоны (RBT) | 6 500 |
Легальные сервисы аудио | 2 000 |
Легальные сервисы видео | 3 200 |
Нелегальные сервисы аудио | 1 800 |
Нелегальные сервисы видео | 2 200 |
Лицензирование образа (звезды музыки, кино, театра) | 127 |
Лицензирование музыки (реклама, телевидение. игры и др.) | 65 |
Профильные СМИ (новости и критика - музыка, кино, театр) | 170 |
Музыка на специализированных, спутниковых, кабельных каналах ТВ | 720 |
Кино на специализированных, спутниковых, кабельных каналах ТВ | 1 280 |
Программы на больших ТВ-каналах (только доля музыки и кино) | 139 204 |
Предоставление доступа в интернет (только доходы от аудио- и видеотрафика) | 294 100 |
Продажи бытового электронного оборудования (только доля музыки и видео) | 325 071 |
ИТОГО | 941 779 |
Распределение секторов индустрии по видам потребления | Оборот |
Зрелищные мероприятия (услуги) | 144 000 |
Распространение записей | 797 482 |
Иное | 297 |
ИТОГО | 941 779 |
1. Зрелищные мероприятия и услуги
Зрелищные мероприятия анализировались на базе мониторинга исходных данных Департамента маркетинговых исследований InterMedia — полной базы данных о зрелищных площадках РФ, их вместимости, посещаемости, стоимости билетов с учетом зонирования и сезонных колебаний. Консультации были проведены с ведущими экспертами отрасли. Учтены только зрелищные мероприятия, созданные силами и при помощи профессиональных исполнителей, режиссеров, сценаристов, сценографов и других специалистов. Не учтены зрелищные мероприятия, использующие только публичное воспроизведение фонограмм (дискотеки), мероприятия художественной самодеятельности.
Зрелищные мероприятия афишные (концерты, спектакли, иные представления в живом исполнении)
В таблице представлены расчеты только по мероприятиям, проведенные с предварительным объявлением (анонсированием) имен исполнителей или названий шоу (концертов, спектаклей) и сбором платы за вход со зрителей. Использование этой методики исключает из расчетов фоновые и вспомогательные варианты профессионального музыкального и театрального исполнительства (к примеру, оркестры в парках, аниматоры на массовых мероприятиях, детские утренники, живое исполнение в предприятиях общепита, если коллектив или диджей не объявляется заранее, и т.д.). При расчете дотирования мероприятий учтены поступления из бюджетов всех уровней, от частных и общественных организаций.
По субъектам федерации
Субъект федерации | Кол-во постоянных коллективов и солистов | Кол-во мероприятий | Кол-во концертных организаций и промоутеров | Кол-во площадок |
Москва и Московская область | 1 738 | 240 000 | 2 387 | 1 408 |
Санкт-Петербург и Ленинградская область | 293 | 120 000 | 489 | 397 |
Остальные | 2 669 | 220 000 | 2 035 | 2 405 |
Всего РФ | 4 700 | 580 000 | 4 911 | 4 210 |
Источник: InterMedia
Основные финансовые показатели
Показатель | Доходы (млн руб.) |
Поступления от продажи билетов, млн руб. | 68 000 |
Дотирование из различных источников, млн руб. | 2 700 |
Всего поступлений | 70 700 |
Источник: InterMedia
Зрелищные мероприятия неафишные (частные и корпоративные, ивенты)
Критерием отнесения ко второй группе является отсутствие платы за вход на мероприятие для его зрителей. Факт объявления имен исполнителей и названий шоу в этом случае не имеет значения. Учтены только поступления в индустрию от заказчиков — оплата работы исполнителей, ведущих, режиссеров, других специалистов индустрии, расходы на сценографию, прокат оборудования, транспорт, проживание, питание, аренду помещений, другие расходы. В расчетах использованы открытые данные компаний и общественных организаций, экспертные оценки.
Источник финансирования | Доходы (млн руб.) |
Бюджеты компаний, общественных организаций, профсоюзов | 7 800 |
Федеральный и местные бюджеты | 6 400 |
Частные лица | 4 800 |
ИТОГО | 19 000 |
Источник: InterMedia
Кинопрокат
Происхождение продукции | Кол-во проданных билетов (млн) | Доля в общем кол-ве проданных билетов | Средняя стоимость билета (руб) | Выручка (млн руб.) | Доля в общей выручке | Дотирование из различных источников | Всего поступлений |
Зарубежная кинопродукция | 157 | 0,82 | 245 | 38 400 | 0,83 | 0 | 38 400 |
Отечественная кинопродукция (включая совместные) | 34 | 0,18 | 231 | 7 900 | 0,17 | 8 000 | 15 900 |
ИТОГО | 191 | 1,00 | 243 | 46 300 | 1,00 | 8 000 | 54 300 |
Источник: ООО «КиноЭкспертиза»
2. Распространение аудио- и видеозаписей
В отчетном году практически завершился процесс перехода потребления записей музыки и кино с физических носителей на сетевые - скачивание (сохранение записи на устройство потребителя) и стриминг (просмотр и прослушивание записей со сторонних серверов). Продажи CD и DVD многократно сократились за последние 10 лет (CD — в 25 раз с 487 млрд руб. в 2004 г.), большая часть специализированных сетей розничной торговли прекратила существование, этот сегмент рынка перестал играть сколько-нибудь заметную роль в индустрии. В то же время потребление музыки и кино через цифровые сети выросло в тысячи раз.
Распространение на физических носителях
Данные о продажах физических носителей рассчитаны экспертами InterMedia на базе данных, полученных от рекорд-лейблов, заводов-производителей, международных концернов, дистрибьюторов и рохзничных продавцов с привлечением авторитетных экспертов отрасли. Обвальное падение продаж наблюдается по всем форматам продукции. В последние годы наблюдается рост продаж LP (виниловые пластинки), однако этот сегмент незначителен.
Год | DVD, млн копий | DVD, объем продаж (млн руб.) | СD, млн копий | СD, объем продаж (млн руб.) |
2013 | 10,7 | 1 900 | 6,200 | 1 215 |
2014 | 5,8 | 1 100 | 3,230 | 843 |
Данные InterMedia, М_Видео
Распространение через цифровые сети (интернет, мобильные)
В 2014 г. продолжался рост объема индустрии широкополосного доступа в интернет — как в сегменте проводного доступа (подключение домохозяйств и компаний), так и в мобильном сегменте. Лидером этого рынка является Ростелеком.
Виды договоров | Выручка, млн.руб |
Домохозяйства | 117 000 |
Корпоративные клиенты | 48 000 |
Мобильный интернет | 181 000 |
ИТОГО | 346 000 |
Источник: TMT Консалтинг
Доступ в интернет используется потребителями в основном для развлечений, в первую очередь — для просмотра видео и прослушивания музыки. В соответствии с OnLife-углубленным изучением интернет-поведения россиян, проводимым Comcon-2, в 2014 г. не менее раза в квартал 94% потребителей смотрит и скачивает видео, 89% — слушает и скачивает музыку. Ниже приведены данные о долях различных видов контента в мировом интернет-трафике, опубликованные Cisco Systems.
Распределение видов контента в мировом интернет-трафике (2014 г.)
Источник: Cisco Systems
Исходя из опубликованных данных, эксперты InterMedia провели расчеты доли выручки интернет-провайдеров России, полученной ими непосредственно за доступ к музыке и кино. Для этого общая сумма, полученная интернет-провайдерами России от предоставления доступа в интернет, была распределена в соответствии с данными Cisco.
Виды контента | доля в объеме % | Выручка, млн.руб |
Общая выручка за широкополосный доступ | 100 | 346 000 |
Видео | 59 | 204 140 |
Музыка | 8 | 27 680 |
P2P (музыка и кино) | 18 | 62 280 |
ИТОГО музыка и кино | 85 | 294 100 |
Остальное | 15 | 51 900 |
Источники: InterMedia, Cisco, TMT Консалтинг
В культурно-зрелищной индустрии РФ продолжают свою работу также и сервисы, предоставляющие потребителю видео- и аудиоконтент с помощью скачивания и стриминга (розничная и рекламная модель). Практически все эти сервисы реализуют контент нелегитимно — исключением является небольшое количество (менее 15) легальных структур, заключающих договоры с правообладателями. Вступление в силу в 2014–2015 гг. изменений в антипиратском законодательстве в целом положительно повлияло на легальные сервисы: в первой половине 2015 г. рекорд-лейблы и издательства заключили несколько официальных договоров с бесплатными пиратскими сервисами, что позволило им несколько увеличить выручку. Однако, по мнению экспертов InterMedia, драйвером роста индустрии этот тренд не станет в силу незначительности сумм. Лидер рынка в этом сегменте — онлайн-кинотеатр ivi.ru — показал выручку в 2014 г. всего в 728 млн руб. при нулевой прибыли. Для сравнения: Ростелеком в 2014 г. за доступ к музыкальному и видеоконтенту, включая торренты и др., получил от населения 35,66 млрд руб. (85% от общего дохода компании от ШПД, составляющего 41,95 млрд руб.) при нулевых расходах на контент. Остальные компании этого сегмента либо планово убыточны, либо не открывают отчетность, в связи с чем некоторые эксперты считают развитие этого сегмента в существующих условиях бесперспективным. Сейчас оборот легальных сервисов предоставления аудио- и видеоконтента составляет менее 1,2% общего оборота индустрии, пиратских — менее 0,4%.
Выручка от аудио- и видеоконтента в цифровых сервисах РФ
Выручка, млн руб. | |
Аудиозагрузка и стриминг (легальные сервисы) | 2 000 |
Ringbacktones RBT (легальные сервисы) | 6 500 |
ВСЕГО легальные сервисы аудио | 8 500 |
Видеозагрузка и стриминг (легальные сервисы) | 3 200 |
Пиратские сервисы аудио | 1 800 |
Пиратские сервисы видео | 2 200 |
ВСЕГО легальные и пиратские сервисы аудио и видео | 15 700 |
Источники: InterMedia, отраслевой доклад РАЭК, Digital Citizens Alliance
Бытовое электронное оборудование с возможностью воспроизведения и записи музыки и видео
В приведенных ниже расчетах определен размер дохода от реализации бытового электронного оборудования, используемого для записи и воспроизведения музыкального и видеоконтента. Расчеты проведены экспертами InterMedia по товарным группам на базе собственных исследований и открытых источников.
Продажи бытового электронного оборудования с возможностью воспроизведения и записи музыки и видео
Товарная группа | Выручка, млн руб. |
Мобильные телефоны и смартфоны | 272 000 |
Телевизоры | 198 000 |
Аудиосистемы | 8 100 |
Персональные компьютеры | 147 820 |
Наушники | 8 500 |
Ноутбуки | 115 000 |
Планшеты | 79 300 |
Всего | 828 720 |
Источники: T-Adviser, M-Видео
Распределение времени использования электронной техники потребителями
Источники: InterMedia, emarketer.com, campaignbrief.com
Доля потребления музыки и кино в общем объеме использования бытовой техники
Товарная группа | Выручка, млн руб. | Доля потребления музыки и кино в общем объеме использования, % | Доля потребления музыки и кино в общем объеме использования, млн руб. |
Мобильные телефоны и смартфоны | 272 000 | 20 | 54 400 |
Телевизоры | 198 000 | 70 | 138 600 |
Аудиосистемы | 8 100 | 100 | 8 100 |
Персональные компьютеры | 147 820 | 34 | 50 259 |
Наушники | 8 500 | 90 | 7 650 |
Ноутбуки | 115 000 | 34 | 39 100 |
Планшеты | 79 300 | 34 | 26 962 |
Всего | 828 720 | 325 071 |
Источники: T-Adviser, M-Видео, InterMedia
Радиостанции
При расчете были использованы данные о доходах радиостанций, полученные от АКАР. На следующем этапе была определена доля аудитории, отдающая предпочтение музыкальному радио (экспертиза InterMedia по открытым данным АКАР и Медиалогии), после чего выведен размер дохода, относящийся к реализации музыкального продукта населению по рекламной модели.
Вид | Доля (%) | Поступления от рекламы, млн руб. | Дотирование и другие источники, млн руб. | ИТОГО |
Все радио | 100 | 16 900 | 5 239 | 22 139 |
Музыкальное радио | 70 | 11 830 | 3 667 | 15 497 |
ИТОГО |
Источники: АКАР, Медиалогия, отраслевой отчет Роспечати
Программы на основных общественно-политических телеканалах, посвященные музыке, кино, театру
В соответствии с предложенной методикой эксперты InterMedia рассчитали объемы эфирного времени программ, связанных с музыкой, кино и театром на всех больших телеканалах с распределением по типам программ. На следующем этапе эти данные были сопоставлены с доходами указанных телеканалов от рекламы, полученные от АКАР, а также доходами от дотирования и других источников, расчитанными экспертами InterMedia по данным, полученным от Росстата, телеканалов и государственных органов, после чего были выведены объемы доходов, связанных с музыкой, кино и театром. Доходы малых каналов включены в расчеты полностью в соответствии со специализациями.
Доходы основных общественно-политических каналов
Виды доходов | Доходы (млн руб.) |
Реклама | 155 700 |
Дотирование и иные доходы | 80 000 |
ИТОГО | 235 700 |
Источники: InterMedia, Аналитический центр «Видео Интернешнл»
Программы ТВ, посвященные музыке, кино, театру на основных каналах
Вид программы | Доля в общем хронометраже, % | Доля от общего дохода, млн руб. |
ВСЕГО | 100 | 235 700 |
Праздничные концерты | 1,05 | 2 475 |
Реалити-шоу | 1,27 | 2 993 |
Ток-шоу с участием звезд | 0,36 | 849 |
Кино | 22,68 | 53 457 |
Сериалы | 28,2 | 66 467 |
Другие телепрограммы посвященные музыке, кино, театру | 5,5 | 12 964 |
Всего | 59,06 | 139 204 |
Источники: InterMedia, АКАР
Специализированные, спутниковые, кабельные каналы ТВ
Специализации телеканалов | Абонентская плата, млн.руб. | Поступления от рекламы, млн.руб. | Всего |
Спутниковые каналы (музыка) | 351 | 369 | 720 |
Спутниковые каналы (кино) | 624 | 656 | 1 280 |
Источники: InterMedia, АКАР
Поступления от предприятий общественного питания, торговли, транспорта (включая прямые выплаты и сборы ОКУП)
Предприятия общественного питания, торговли, транспорта и других отраслей постоянно используют для повышения доходов работу представителей культурно-зрелищной индустрии. Информация о суммах, выплачиваемых такими предприятиями через ОКУП, получена из отчетности ОКУП. Данные о прямых выплатах — результат обобщения экспертных опросов InterMedia.
ОКУП | Общие поступления ОКУП, млн руб. | Доля предприятий (%) | Поступления в ОКУП от предприятий (млн руб.) | Прямые выплаты | ИТОГО |
Авторы | 4 586 | 62 | 2 843 | 0 | 2 843 |
Исполнители и производители фонограмм | 900 | 62 | 558 | 500 | 1 058 |
ИТОГО | 3 401 | 500 | 3 901 |
3. Иное
Указанные ниже отрасли являются крайне закрытыми, потому единственный способ их изучения - обобщение экспертных оценок.
Лицензирование образа (звезды музыки, кино, театра, кроме СМИ, спорта и политики)
Выручка, млн.руб. | |
Реклама | 25 |
Программы ТВ | 60 |
Товары массового спроса | 22 |
Электронные игры | 20 |
ИТОГО | 127 |
Профильные СМИ (новости и критика — музыка, кино, театр)
Вид СМИ | Выручка, млн.руб. |
Печатная пресса | 100 |
Интернет-СМИ (новостные) | 70 |
ИТОГО | 170 |
Лицензирование музыки (реклама, телевидение, игры)
Вид лицензирования | Выручка, млн.руб. |
Синхронизация в телепередачах | 30 |
Синхронизация в рекламных материалах | 25 |
Синхронизация в электронных играх | 10 |
ИТОГО | 65 |
Исследование подготовлено рабочей группой Информационного агентства InterMedia:
Е.Сафронов (руководитель группы)
А.Тихонов (главный эксперт)
Ю.Антонова
Н.Галиулова
А.Гержан
Н.Толстова
А.Черномырдина
Ю.Чиренко
Николай Басков стал пятым ведущим премии «Муз-ТВ»
Пятым ведущим премии «Муз-ТВ» станет Николай Басков. Церемония пройдет в СК «ЦСКА Арена» 14 июня 2024 года. Участниками концерта станут «Руки вверх», Anna Asti, Григорий Лепс, Клава Кока, Филипп Киркоров, Сергей Лазарев, Люся Чеботина, Дима Билан, Gayazovs Brothers, Мари Краймбрери, Shaman, Galibri & Mavik, и многие другие.
- Для меня это большая честь. Уверен, что будет праздник, что будет шоу, - заявил Николай Басков.- Возвращение премии «Муз-ТВ» – это прекрасно!
Как мы сообщали ранее, в середине марта были объявлены имена четырех из пяти ведущих церемонии: Лолита Милявская, Владимир Маркони, Лера Кудрявцева и Клава Кока. Предыдущая премия проводилась в 2021 году.
Рецензия на клип «Не представляешь» группы «5утра» и Вани Дмитриенко: В Москву поедешь, учиться
2024, «5 утра».
Оценка: 7 из 10.
«Не представляешь» - очередная нежная песня семейного дуэта «5 утра» о счастливой любви, правда, для её исполнения Никита и Анна Беляковы пригласили также Ваню Дмитриенко, что отчасти смутило разум вашего рецензента. Два юноши, одна девушка: юноши поочередно, а потом хором признаются ей в любви, девушка нежно отвечает. Сначала первому, потом второму, потом обоим. Отвечает одно и то же. Песня о счастливой любви превращается в сомнительное с точки зрения морали произведение о любви втроём.
Это, судя по всему, особо никого не смущает, видимо, большинство слушателей вообще не задавались вопросом, кто поёт такой куплет, так что успех песни решили развить с помощью клипа. Я надеялся, что видеоряд поможет разгадать интригу с третьим-нелишним, но режиссёр Сергей Жигалов решил рассказать совсем другую историю о красоте и сложностях первой любви. Главные роли в клипе исполняют Вадим Мещеряков и Лилия Фильченко, которые мило разыгрывают идиллический подростковый роман – а супруги Беляковы выступают в образе рассказчиков и наблюдателей. Ваня Дмитриенко появляется в положенное ему время, стоит один, счастливую семью разрушить не пытается.
Ну а главных героев ждёт тяжёлое испытание: девушка уезжает из города учиться в столицу, а её мама (Венера Керемет) говорит, что мальчики у неё ещё будут, а сейчас надо сосредоточиться на учёбе. Вместо того, чтобы взбунтоваться против матери, героиня рвёт с возлюбленным, ничего ему не объясняя. (Дело почему-то происходит в 90-е, так что финальный разговор происходит при посредстве дисковых телефонных аппаратов.) Кстати, мать и дочь обладают ярко выраженной восточной внешностью, и у зрителя может закрасться подозрение, что женщина против отношений со славянином и хочет выдать дочь за мужчину своей национальности. Но нет, это простое совпадение, национальный вопрос больше не всплывёт.
Сломав в досаде казённый телефонный аппарат, юноша нервно пытается вернуть возлюбленную, но опаздывает: он приходит к ней домой, а там только мать. Тогда он бежит на пустынную автобусную остановку и – о чудо! Там в одиночестве стоит его девушка с чемоданом и ждёт автобус. Приезжает рейсовый ЛиАЗ, в который они садятся вместе (чемодан тоже не забыли). Дальнейшее остаётся за кадром, однако есть подозрение, что этот маршрут не идёт до Москвы, так что влюблённые просто поехали кататься по городу.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
«Гран-Куражъ» впервые даст концерт в Зеленом театре Парка Горького
Группа «Гран-Куражъ» выступит с большим летним концертом в Москве 20 июля 2024 года. Команда впервые выйдет на легендарную сцену Зеленого театра ЦПКиО имени Горького, чтобы под открытым небом представить специальную сольную программу. В основу сет-листа ляжет полноформатный альбом «Легенды мира из огня». Кроме того, на большом концерте прозвучат все главные хиты команды за ее 20-летнюю историю.
Напоминаем, что премьера нового альбома группы «Гран-Куражъ» «Легенды мира из огня» состоялась 1 марта 2024 года. «Легенды Мира из огня» музыканты коллектива называют самым масштабным студийным релизом в своей истории. Впервые группа решилась на создание цикла песен, объединенных общей концепцией.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.