Давид Тухманов: “Сегодняшняя цензура, пожалуй, будет похлеще той, что была в советские годы”
Давид Тухманов 20 июля отмечает 75-летие. В преддверии круглой даты композитор дал эксклюзивное интервью корреспондентам InterMedia. Давид Фёдорович вспомнил самые яркие события своей творческой биографии и поведал о новых планах.
- Как планируете отметить юбилей? Будет ли в этом году юбилейный концерт?
- В этом году я не буду отмечать юбилей широко и шумно, у меня как-то нет настроения. В домашнем кругу посидим, отметим, конечно, но больших торжеств не будет.
- Вы вообще любите свои юбилеи, или вас приходится уговаривать организовать вечер, на котором вас бы могли поздравить коллеги?
- Обычно для этого нужно самому что-то подготавливать, тратить время, суетиться, а я не очень люблю подобные хлопоты.
- Оглядываясь на свою карьеру, видите ли вы что-то, что не удалось осуществить?
- Сегодня я жалею, что потерял много времени, не вполне реализовав свое академическое образование, и классической музыкой занялся только в более поздний период своей жизни.
- Вы продолжаете активно работать. Что в ваших ближайших композиторских планах?
- Последние годы я занимаюсь академической музыкой, классикой. Особенно меня интересует сейчас музыкальная драматургия, оперный жанр. И я собираюсь все свое оставшееся время посвятить именно этому направлению. Сейчас я работаю над оперным произведением, но называть его пока что не буду.
- Ваши произведения много лет звучат практически повсюду. Как обстоят сейчас в стране дела с защитой ваших авторских прав?
- Я не знаю, мне не дано этим заниматься. Чтобы вникать в эту ситуацию, нужно постоянно в этом вращаться. Я являюсь членом РАО, они собирают для меня авторские отчисления, но я не вхожу в правление этой организации, и мало что знаю об их работе и о теме защиты авторских прав у нас в стране. Как это обычно бывает - кто-то доволен авторскими отчислениями, кто-то - нет. Кто-то считает, что его произведения звучат, а на его благосостоянии это никак не отражается – проверить, что происходит на самом деле очень трудно, особенно, когда речь идет о маленьких произведениях, а не каких-то крупных репертуарных спектаклях, о которых всем известно. Если где-то публично исполнили какую-то песню, или использовали мелодию, то автору почти невозможно за этим уследить. Вот этим и занимается организация, и мне полагается доверять её добросовестности. Я не могу тратить на это свое время и предпочитаю заниматься исключительно своей творческой работой.
- Навредил ли интернет музыкальному бизнесу? С одной стороны, слушателю не нужно сейчас покупать пластинку, а достаточно нажать на кнопку в сети. С другой, многое в сети лежит без разрешения правообладателей. Как вы относитесь к этой ситуации?
- Конечно, это снижает для музыкантов возможности получения авторского вознаграждения. Интернет дает людям возможность не покупать пластинки, диски, а брать все это бесплатно. Понятно, что многие этим пользуются, так что для авторов неизбежно есть потери. Я не слишком хочу вдаваться в эту тему, мало в этом разбираюсь. Моя профессия - музыку сочинять. А ситуация с интернетом должна в первую очередь беспокоить продюсеров, ведь это они вкладывают деньги в музыкальные проекты, в артистов.
- Но ведь вы тоже когда-то занимались продюсированием. Вы ведь создавали собственные проекты – «Москва», «Электроклуб»…
- Это было очень давно и происходило совершенно в других условиях, когда продюсирование не было частным предпринимательством. Поэтому, чем бы я ни занимался, это ограничивалось чисто творческой работой и не имело никаких финансовых аспектов.
- Нет ли сейчас желания собрать какую-нибудь поп-группу? Или популярная музыка вас больше не интересует?
- Это - опять же – во многом организационная работа, а я этим не занимаюсь.
- Считаете ли вы себя одним из первых российских продюсеров?
- Если только с очень большой натяжкой. Потому что продюсер – это тот, кто совмещает и финансовую, и организационную сторону дела с творческим началом, а я в первую очередь сочинитель музыки, композитор, музыкант.
- Нужны ли вам для занятий музыкой какие-то особые условия – хороший инструмент, полная тишина, красивый пейзаж? Или профессионал может творить где угодно?
- Какие-то определенные условия мне, конечно, нужны. Я работаю в студии с компьютерными программами, музыкальными записями. Поэтому я работаю всегда в своем кабинете.
- Вы человек настолько непубличный, что многие думают, что вы постоянно живёте за границей. Развейте, пожалуйста, это заблуждение.
- Я действительно довольно много живу за границей - это связано с моими личными, семейными обстоятельствами, но часто бываю и в Москве, и в других городах России, поскольку моя работа целиком и полностью относится к отечественной культуре.
- В чём вы находите стимулы для продолжения работы и источники вдохновения?
- В желании создать хорошее произведение. Пока у меня есть такое желание, буду работать. Для этого требуется очень много усилий, стремлений.
- Что бы вы посоветовали молодым коллегам? Нужно ли им при создании песен ориентироваться на тенденции и чарты – или лучше прислушиваться к собственному сердцу?
- Я думаю, если у человека есть чувство, ощущение музыки, это главное. Правда, в наше время очень трудно отойти от влияния шоу-бизнеса в сторону независимого творчества. Мне кажется, что нынешняя молодежь развивается более самостоятельно, нежели в прошлом и находит свои пути к самовыражению, к карьере, к успеху.
- Вам удавалось работать в разных жанрах. Это шло от искреннего интереса к познанию чего-то нового или на разных этапах вас интересовала разная музыка?
- Конечно, в молодые годы очень хотелось попробовать себя в разных направлениях. Поскольку я получил очень хорошее музыкальное академическое образование, даже когда я стал работать в эстраде, сочинять песни, которые не требуют фундаментальных музыкальных знаний, тем не менее, я старался использовать имеющиеся возможности. Я вообще очень любил экспериментировать.
- Кого вы считаете лучшими композиторами ХХ века?
- Лучшими композиторами ХХ века я считаю Прокофьева, Шостаковича и Стравинского.
- Вы успешный советский композитор, классик. Но вы ведь тоже страдали от цензуры и худсоветов. «Последняя электричка» шла к зрителю больше пяти лет, «День Победы» считали слишком легкомысленной песней для юбилея Победы…
- Цензура советских лет, конечно, была вещь очень плохая и тяжелая. Но надо разделить культурную цензуру и идеологическую. В ту пору цензура, безусловно, была идеологической, но нельзя сказать, что все было очень плохо - все-таки грамотность, общая культура были тогда гораздо выше. Вообще, даже в печатном деле тогда в книгах было значительно меньше опечаток. А сегодня цензуры совсем нет, никакой – ни идеологической, ни культурной. Никаких арбитров, которые бы способствовали улучшению продукции, следили за качеством того, что производится. Конечно, цензура – это всегда какой-то человек, на должности, со своим понятием, вкусом, и он что-то решает... Правда, можно сказать, что и сегодня существует некая цензура, и она, пожалуй, даже будет похлеще той, которая была в советские годы – это цензура рынка - замкнутый круг: товар – деньги - товар, а творческую свободу нужно завоевывать большими усилиями.
- Как родился замысел диска «По волне моей памяти»? Ожидали ли вы, что эта работа будет пользоваться бешеной популярностью?
- Я действительно не рассчитывал, что этот диск будет так широко известен и популярен. Потому что там и музыкальный материал довольно сложный и поэзия не простая. Поэтому, действительно, популярность этого диска явилась для меня неожиданностью.
- И как вам разрешили записывать малоизвестных певцов из ВИА?
- Все это было очень трудно – находить новых певцов, работать в неудобных условиях, но мы справились, и все получилось.
- Какими из своих званий и премий вы более всего гордитесь?
- Я горжусь всеми своими званиями, потому что это подтверждение того, что мое творчество находило слушателей. Выделить какую-то награду или звание отдельно я не могу.
- Какие свои музыкальные произведения вы считаете наиболее удавшимися?
- Есть несколько моих песен, которые я сам люблю. Например, песня «Жил был я» на стихи Семена Кирсанова, ее замечательно спел Александр Градский. И, хотя эта вещь написана очень давно, она для меня не теряет своей свежести.
- Вы работали с лучшими поэтами-песенниками. Приходилось ли писать музыку на готовые стихи или подстраиваться под требования поэтов?
- Как правило, я пишу музыку на стихи. Иногда сначала появлялась музыка, и я обращался к поэтам, чтобы они писали к ней стихи. Это случалось не так часто, но были удачи. Например, песня «Притяжение Земли», где Роберт Рождественский написал стихи на готовую мелодию.
- Кроме того, многое написано на тексты классиков. С ними было легко «найти общий язык»?
- Я в основном работал с поэтами, которые писали стихи для песен, например, Владимир Харитонов, Игорь Шаферан, Леонид Дербенев. Я с огромным удовольствием работал с этими прекрасными поэтами.
Евгения Чайкина, Алексей Мажаев,InterMedia
«Золотой граммофон» покажет Первый канал
Телевизионную версию XXVIII церемонии вручения национальной музыкальной премии «Золотой граммофон» покажет Первый канал 29 апреля 2024 года. Она состоялась в ноябре 2023 года в Crocus City Hall.
Обладателями статуэток от «Русского радио» и участниками праздничного концерта стали Дмитрий Маликов, Николай Басков, Дима Билан, Филипп Киркоров, Ирина Дубцова, Полина Гагарина, Сергей Лазарев, Сергей Жуков и Любовь Успенская, Filatov & Karas, Маша Вебер и Миша Марвин, Хабиб, Мари Краймбрери, «Чай вдвоем», Лариса Долина, Anna Asti, Юлианна Караулова, Митя Фомин, Artik & Asti, Эмин, Мот, Jony и Милош Бикович.
В роли ведущих выступили Филипп Киркоров, Дмитрий Хрусталев и Антон Юрьев.
Эфир в 18.20.
Маша Шейх «станцевала» без Маши Зайцевой
Премьера обновленной версии «Мама, я танцую 2.0» состоялась 26 апреля 2024 года. Песню исполнила Маша Шейх без своей экс-напарницы по дуэту «2 Маши» Маши Зайцевой. Цифровой релиз сингла осуществил MSHX Label.
Напоминаем, что недавно в эфире «Авторадио» Маша Шейх опровергла информацию о возрождении дуэта «2 Маши». В новогоднюю ночь Маша Шейх и Маша Зайцева впервые после распада появились вместе в праздничном телеэфире, но надежды фанатов не оправдались.
Akmal' пережил нападение на свою любовь в «Давай, пока!»
Мини-альбом певца Akmal' (Акмаль Ходжаниязов) вышел 26 апреля 2024 года. Релиз включает пять песен: заглавная, «Сонная моя», «Ты мой сон», «Кто ты» и «Без любви»,
- Это словно нападение на мою любовь, и ты можешь не просить прощения, - поет Akmal' в песне «Давай, пока!»
«ИнтерМедиа» напоминает, что девятый выпуск шоу «Маска» вышел в эфир телеканала НТВ 14 апреля 2024 года. Восьмым участником, раскрывшим тайну своей личности, стал певец и блогер Akmal'.