Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

06.12.2016

«Метаморфозы»: Как боги горшки обжигают **

08.12.14 09:49 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
«Метаморфозы»: Как боги горшки обжигают **

Премьера французского фильма «Метаморфозы» состоялась 5 декабря 2014 года в кинотеатре «Фитиль» в рамках открытия фестивального уикенда «2morrow/Завтра». Режиссер: Кристоф Оноре («Все песни только о любви», «Прекрасная смоковница»). Актеры, исполнившие главные роли, в основном, дебютанты в кино: Амира Акили, Себастьян Хирел, Дэмиен Шапел, Георгий Баблуани.

Фильм представляет собой очень вольную экранизацию одноименной поэмы древнеримского поэта Овидия: античные боги тут живут на окраине современного французского города. Юпитер (он же Зевс) похищает Европу и рассказывает ей о себе, своей божественной семье и других известных персонажах мифов. Параллельно герои занимаются сексом так много и так детально, что ленте впору присваивать рейтинг «18+».

То, что «Метаморфозы» – работа авторская и независимая, сквозит в каждом кадре. Тут есть интересные и запоминающиеся концептуальные находки. Например, подводное царство Аида в истории о спасении Орфеем Эвридики и девственная богиня Диана (она же Артемида) в образе трансвестита. Отдельно стоит отметить особенности кастинга. В фильме вообще нет актеров, попадающих под современные понятия о красоте – все они соответствуют исключительно античным эталонам. Ну и, конечно, малобюджетная лента способна удивить зрителя тем, что все превращения происходят без малейшего участия компьютерной графики.

Кристоф Оноре (на фото) рискнул перенести действие античного произведения в современный мир. Эта амбициозная задумка, безусловно, заслуживает уважения, однако ее реализация оказалась провальной на всех уровнях: как внешнем, так и идейном.

В первую очередь это касается органичности действия. Дело в том, что в современных реалиях воссоздание античных норм поведения, обусловленных семейственно-родовой формой власти на земле и Олимпе, смотрится крайне неестественно. Во время просмотра просто невозможно поверить, что действие происходит в наше время, на нашей планете и с настоящими людьми. В лучшем случае это можно принять за странную любительскую постановку древних греков о XXI веке. Надо сказать, греки о наших современниках не лучшего мнения. Они явно считают потомков лишенными всех чувств, кроме сексуального влечения – и это уже причина идейного провала «Метаморфоз».

Фильм позиционируется как экранизация одноименной поэмы Овидия. В одном из своих интервью Кристоф Оноре рассказал, что эта картина о том, как боги, подобно людям, подвержены страстям, как Юпитер и Вакх не могут сопротивляться плотским желаниям и не стесняются своей сексуальности. Вероятно, зритель, не читавший первоисточник, но бегло изучивший историю древнего мира в средней школе, смог бы переварить ленту и счесть ее имеющей право на существование трактовкой произведения, однако любого другого ждет замешательство, ведь Овидий писал совершенно не о том. Поэт в своем творчестве создал удивительно красивый и добрый мир, где царствуют любовь и счастье, где нет трагедии. В этом мире ничего не заканчивается смертью, а заканчивается только метаморфозой, прекращением во что-то новое. В мире любви секс, несомненно, занимает важное место, но это не единственный его элемент.

Нам покажут, например, как вакханки убивают Орфея, но проигнорируют тот момент, что его лиру после смерти боги поместили среди созвездий, а песни еще долго звучали в волнах реки. Вот она – вечная жизнь, о которой писал поэт, вот они – метаморфозы, перерождение в новом качестве! В фильме же Кристофа Оноре все сведено к сексу, и героя карают просто потому, что он избегает женщин и близости. Тоска Орфея по покойной Эвридике осталась далеко за кадром.

Постоянный экшн 18+ вкупе с ничего не выражающими лицами актеров порождают истинную метаморфозу: поэма о вечной жизни и неиссякаемой любви превращается в историю о Зевсе, который опять не удержал своего дружка в штанах (и даже не получил от этого удовольствия). Секса на экране много, а вот чувств между героями нет совсем.

Сложно сказать, кому адресован этот фильм. Массовому зрителю и специалисту в области кино картинки и звука будет недостаточно для того, чтобы понять, что происходит на экране, а знатоку античной литературы такую ленту просто стыдно советовать.

Павел Соломатин, InterMedia