Участники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от рака

Максим Рысанов: «Многие альтисты берут в руки дирижёрскую палочку именно из музыкантской жадности ко всему новому»

30.09.2014 15:04 Музыка Рубрика: Дайджест

О ПЕРЕХОДЕ СО СКРИПКИ НА АЛЬТ

— Я играл с детства на скрипке потому, что мама — педагог по классу скрипки в моём родном городе Краматорске. Когда подрос, привезли показать в ЦМШ, сначала к Зое Исааковне Махтиной. Та сказала, слишком маленький, чтобы жить одному в интернате в 9 лет, а переезжать в Москву со мной мама не могла. На следующий год слушала Галина Степановна Турчанинова. И вот она уже посоветовала альт, сказала, что для скрипача я приехал поздновато. В её классе в 10 лет все играли совершенно виртуозно. И я поступил к Марии Ильиничне Ситковской. Она проверила и руки и фактуру — всё совпало, я и был не мелким ребёнком, и вырос как подобает. Так была решена моя судьба!

<...> Альтовый ключ освоил легко, интонация тоже быстро встала на место. К тому же, мой первый альт был достаточно тонкий и в корпусе, и в шейке, и по мензуре не велик. Даже под подбородком он ощущался почти как скрипка, на нём было сразу удобно. Инструмент мастера Шарафутдинова.

О СВОЕМ ИНСТРУМЕНТЕ

— Он тоже небольшой — 410 мм, но это ценный инструмент Джузеппе Гваданини 1780 года, который придумал удлинённую шею, что влияет на натяжение струн и, соответственно, тембр. Альт совершенно замечательный! Он не толстый своим телом, но широк в обечайках. Его для меня купил и предоставил в аренду голландский фонд Elise Mathilde. Я не собственник, а только арендатор инструмента, плачу за него страховку.

О ПРОЦЕССЕ ЗВУКОЗАПИСИ

— Да, уже 12 дисков в багаже! Работа в студии меня привлекает своей особой энергетикой. Идёт многочасовая концентрация. И когда уже сил нет, надо выдавать всё лучшие дубли в отношении интонации, совершенства техники. Концерты в этом плане играть приятнее, потому что музыкально можно сделать больше при живом контакте с залом. Допустим, какие-то сиюминутные рубато. Положить это на диск — получится эмоциональное издевательство, если диск слушать больше чем два раза. Для меня студийная запись предполагает больший академизм, тщательность следования партитуре.

О ПЕРФЕКЦИОНИЗМЕ

— Я именно такой зануда. Поэтому меня все звукорежиссёры очень любят! И когда они успокаивают — точно всё сделано, то я, прослушав первый вариант смонтированного, посылаю список замеченных «блох», и это продолжается и второй, и третий раз. Тогда уже на следующей сессии меня не останавливают, позволяют сыграть ещё и ещё раз до совершенства. Иначе замучаю потом при монтаже!

О НЕОХВАЧЕННОМ РЕПЕРТУАРЕ

— Написанного специально для альта и сейчас не особо много. Пока только раз сыграл на BBC самый известный альтовый концерт Хиндемита «Der Schwanendreher». Другие его сочинения для альта с камерным оркестром ещё не трогал. Есть Концерт для альта у американского композитора венгерского происхождения Миклоша Рожи. Но он очень длинный! Начинаешь слушать — первая часть отлично, а уже со второй надоедает. У Дариуса Мийо есть два альтовых концерта. И что-то это совсем не моё по музыке.

<...>

Мои планы по расширению репертуара лежат в сфере переложений. Например, сыграть виолончельный концерт Шумана. Его сам Шуман успел переделать и для скрипки. Но на скрипке он звучит слишком легко, без «мяса», и если я доберусь до альтовой версии между этими инструментами — будет самое то.

О ЗВАНИИ ПРЕЕМНИКА БАШМЕТА

— Да, я постоянно играю «Стикс» Канчели, «Оплаканный ветром» и альтовые опусы Шнитке. Безумно люблю эти вещи! Из репертуара Башмета ещё не играл Губайдулину. Я очень благодарен, что Юрий Абрамович вдохновил своей личностью столько создателей прекрасной музыки для нашего инструмента. Этот человек, похоже, родился с уникальным талантом, делающим его звук особо привлекательным. Иногда меня трогают даже отдельные фразы, пара нот в его интерпретации. Например, «Монолог» Шнитке — это просто феноменально! От первой до последней ноты слушаешь и не дышишь все двадцать минут.

О ШУБЕРТЕ

— Шуберт — отдельная тема в моей жизни. Безумно тонкий композитор. Хочу записать диск из произведений Шуберта и современных сочинений, посвящённых ему. Туда войдут Десятников, Ахунов и Табáкова. «Арпеджионе» будет в оригинальной редакции с роялем, плюс на альте интерпретирую Третью скрипичную сонатину. И ещё буду дирижировать в Пятой симфонии.

О ЖЕЛАНИИ ДИРИЖИРОВАТЬ

— Да. Многие альтисты берут в руки дирижёрскую палочку именно из музыкантской жадности ко всему новому. Недавно узнал, что почтенный профессор кафедры альта из Берлина Хартмунд Роде тоже возглавил некий камерный оркестр.

ОБ ОРКЕСТРАНТАХ

— Если у него достаточно сил и стремления, чтобы не терять свой уровень, то и концертмейстер группы может долго держать планку высшего качества, выйти и сыграть Концерт для скрипки с оркестром, допустим. И я знаю нескольких таких людей. Все они очень стабильные личности вообще, хотя как солисты, может быть, и не самые выдающиеся. Плохо, когда человек расслабляется, сев в оркестр, перестаёт заниматься, потому что весь репертуар уже освоен и выучен. Тогда деградация неизбежна уже чисто физиологическая. Как если перестать делать зарядку, то всё по утрам болит.

О ВОКАЛЬНЫХ ДАННЫХ

— Приятно слышать о своём побочном таланте, но пою я только на шуточных дружеских вечерах, вроде того, о котором говорите. Или, случается, меня прорывает на оркестровых репетициях, когда дирижирую. Забываю, что мои высокие ноты могут рассмешить музыкантов. Вообще, когда-то в юности я хотел стать актёром. После каждого капустника в ЦМШ многие говорили — иди, поступай в ГИТИС. Но я считаю, что профессии музыканта и актёра не очень далеки друг от друга. Когда играю, пытаюсь рассказать некую историю.

ОБ АНСАМБЛЯХ С ВОКАЛИСТАМИ

— Столь любимые всеми альтистами песни Брамса (ор. 91) я записал с меццо-сопрано Элис Кут. Не раз играл в концертах и с другими певицами. У Канчели есть произведение Caris Mere для альта и сопрано — исполнял с Юлией Корпачёвой. С вокалистами очень любил «женить» альт мастер ушедшего поколения, Фёдор Серафимович Дружинин. Ещё «на стыке жанров» вспоминается Квартет Хиндемита с чтецом и… «Петя и Волк» Прокофьева, которым я дирижировал. Но текст у меня читал Роджер Мур, один из «Джеймсов Бондов». Это было забавно!

ОБ ИГРЕ ПО НОТАМ

— Слава Богу, что сейчас как-то спокойней стали смотреть, если во время концерта у солиста стоят ноты. Конечно, наизусть играется лучше, но это всегда стресс. Даже произведения, выученные в детстве, и то боязно, — а вдруг память подсунет сюрприз? Бывало уже всякое! К счастью, не останавливался, а как-то выплывал, импровизировал. Ведь не зря и Гидон Кремер давно с пюпитром на сцене, и даже Святослав Рихтер в свои зрелые годы играл только по нотам. Есть несколько произведений, где просто невозможно переворачивать страницы, и я их выучил железно. Это Концерт Бартока или «Рококо» Чайковского. Можно потратить две недели жизни и вызубрить что-то современное, но смысла в этом не вижу.

О ПОДГОТОВКЕ К ВЫХОДУ НА СЦЕНУ

— Сцену я люблю, мандраж и волнение мне нравятся, главное, чтобы не захлёстывало. Но в день концерта стараюсь не позволять себе даже одну сигаретку, а то не смогу сконцентрироваться вечером. Хорошо, если удаётся днём вздремнуть часок или даже просто впасть в забытьё, полежать, расслабиться.

О ПЕРЕИГРЫВАНИИ РУК

— Было. И, что совсем редко, с правой рукой. Считаю, что от неправильно вставленного волоса. От сильного напряжения смычка начинают работать другие мышцы. В левой руке обычно страдает кисть, вплоть до вылезания связок. Если держать инструмент плечом, то кисть переиграть невозможно. Но начинает болеть спина. Я через всё это прошёл, тут важно найти баланс между нагрузкой. Отчасти проблема решается за счёт моста, его уменьшения или вовсе отказа от него.

О ЗАНЯТИЯХ В ЧАСЫ ДОСУГА

— В зависимости от настроения. Обожаю ходить в зоопарк! Потому что животных люблю с детства, а возможности завести своего питомца нет никакой, в силу постоянных переездов и перелётов. Хожу в зоопарки в разных городах. Животные, правда, везде примерно одинаковые, кроме, разве что, кенгуру, которого видел недавно в Австралии.

Иногда очень хочется — и могу побежать в парк, или сделать тибетские упражнения совсем для начинающих. Вообще море люблю и люблю плавать, но удаётся редко. С удовольствием посмотрю драматический спектакль, правда, давно не был в театре. На чтение остаются самолёты. Но под словом «почитать» я всё чаще имею в виду партитуры.

(Татьяна Елагина, belcanto.ru, 28.09.14)

Камерный ансамбль «Солисты Москвы» Юрия Башмета отметит день рождения в КЗЧ

06.05.2024 21:03 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой Юрия Башмета

Концерт в день рождения камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета состоится на сцене Концертного зала им. Чайковского 19 мая 2024 года. В этот вечер музыканты сыграют на уникальных струнных инструментах работы Страдивари, Амати и Гварнери из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментах России.

Программа концерта включает произведения четырех музыкальных эпох – ансамблевые концерты для четырех скрипок и двух виолончелей Антонио Вивальди, юношеское Рондо гения буффонной оперы Джоаккино Россини; «отражённую» современным композитором Кузьмой Бодровым тему ля-минорного каприса Паганини, вдохновлявшую композиторов двух столетий.

Завершит программу струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» Чайковского. Наполненный мелодиями русского, украинского и итальянского фольклора, содержащий и трагические отзвуки «Пиковой дамы» (композитор завершил оперу непосредственно перед сочинением секстета), этот масштабный камерный ансамбль получает подлинно симфоническое звучание в версии для струнного оркестра.

Дата концерта выбрана не случайно. Ровно 32 года назад, 19 мая 1992 года на сцене Большого зала Московской консерватории впервые выступил Камерный ансамбль «Солисты Москвы». Эту дату считает своим днём рождения коллектив вместе со своим руководителем и дирижером Юрием Башметом.

Напоминаем, что XVI Международный музыкальный фестиваль проходит с 1 по 9 мая 2024 года в Ярославле и городах Ярославской области. Фестиваль проводится под артистическим руководством народного артиста СССР, члена совета Российского союза правообладателей (РСП) Юрия Башмета.

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Фото: предоставлено пресс-службой Юрия Башмета
Теги: Юрий Башмет, КЗЧ, анонс концерта, Солисты Москвы
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Юбилеи Пушкина и Мусоргского отметят на втором летнем фестивале в «Зарядье»

06.05.2024 20:11 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой фестиваля

II Московский летний музыкальный фестиваль «Зарядье» пройдёт с 2 по 30 июня 2024 года. Как сообщает пресс-служба зала, насыщенная фестивальная программа объединит оперы в концертном исполнении, симфоническую, камерную, барочную, современную академическую музыку, джаз, этнику, специальные и детские интерактивные проекты.

- Первый фестиваль сразу стал рекордным по посещаемости – только на закрытии побывали более двадцати тысяч зрителей, – говорит генеральный директор МКЗ «Зарядье» Иван Рудин. - В этом году мы ожидаем ещё больший интерес. Будет представлен целый блок русских опер, созданный фестивальный оркестр «Зарядье» получит своё развитие и будет дополнен Барочным фестивальным оркестром, который объединит лучших музыкантов-специалистов в области исторического исполнительства. Традицией стало закрывать фестиваль и концертный сезон в формате open-air в Большом амфитеатре парка «Зарядье». Также для молодой аудитории пройдут променад-концерты, подразумевающие более неформальную атмосферу.

Фестиваль откроется 2 июня концертом, посвящённым 185-летию со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского и 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В исполнении Московского государственного симфонического оркестра под управлением Ивана Рудина прозвучит опера «Борис Годунов», в заглавной партии выступит бас Ильдар Абдразаков.

В опере «Иоланта» Чайковского на сцену «Зарядья» 5 июня выйдут тенор Сергей Скороходов и бас-баритон Владислав Сулимский. Альбина Шагимуратова исполнит главную партию в опере «Франческа да Римини» Рахманинова. Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского 27 июня представит концертное исполнение оперы «Мазепа» Чайковского. К 180-летию Римского-Корсакова в исполнении солистов Большого театра России – Игоря Подоплелова и Ярослава Абаимова – 14 июня прозвучит одноактная опера «Моцарт и Сальери».

Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета 15 июня покажут программу, состоящую из музыки Бриттена, Шнитке, Губайдулиной и Моцарта. Сопрано Ольга Перетятько и Российский национальный оркестр 20 июня представят программу, посвящённую любовной лирике и колыбельным в творчестве русских и зарубежных композиторов.

Яркими событиями фестиваля станут концерты старинной музыки. В исполнении сопрано Симоны Кермес (Германия) и оркестра Pratum Integrum 23 июня прозвучат сочинения эпохи барокко. Барочный фестивальный оркестр «Зарядье» в Большом зале исполнит все Бранденбургские концерты Баха.

В ряду специальных проектов фестиваля – концерт музыкального проекта Zventa Sventana и оркестра «Персимфанс» 7 июня. В зале «Зарядье» прозвучат оригинальные композиции, соединяющие русский фольклор, электронную музыку, инди-поп, неоклассику и другие современные музыкальные направления. 22 июня Вадим Эйленкриг со своим ансамблем покажет программу к 125-летию Дюка Эллингтона.

Особое место на Летнем фестивале займут программы для детей. В этот раз юных зрителей ждут спектакль «Зверский детектив. Логово волка», театрализованная «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», симфоническая сказка «Хроники Нарнии» по повести Клайва Льюиса и другие интерактивные музыкальные представления.

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля На фото: Ильдар Абдразаков
Теги: анонс фестиваля, Зарядье

Севиль под маской Енота стала победителем «Маски»

PR НТВ

Юбилейный пятый сезон шоу «Маска» завершился 5 мая 2024 года в эфире НТВ. Впервые в истории проекта весь пьедестал заняли девушки: под маской Енота, который стал победителем пятого сезона, скрывалась солистка группы Artik&Asti Севиль, на втором месте расположился Кот, в образе которого находилась певица Ани Лорак, а бронзу взяла певица Люся Чеботина, скрывавшаяся под маской Бабочки. Зрители также узнали, что в образе Змея Горыныча выступали шоумены и юмористы Дмитрий Сорокин, Зураб Матуа и Андрей Аверин, которые остались без призов.

Фото: PR НТВ
Теги: финал, Маска (телешоу)
β 16+