Марк Розовский: «Мы исследуем истоки русского фашизма»
ОБ ОТКРЫТИИ СЕЗОНА В ТЕАТРЕ У НИКИТСКИХ ВОРОТ
— 20 сентября мы открываемся премьерой — моя пьеса на основе документальных материалов называется «Харбин-34». Что это такое? Можно сказать, живой ответ на сегодняшнее настроение и события в стране. Мы живем в эпоху разрастающегося насилия. Человечность на всех континентах попирается. В пьесе рассказывается история, на самом деле случившаяся в Харбине в 1934 году: маленький мальчик был взят русскими фашистами в заложники — там существовала такая партия. Так что мы исследуем истоки русского фашизма.
ДОЛЖЕН ЛИ РЕАГИРОВАТЬ ТЕАТР НА КОШМАРЫ БЫТИЯ?
— Еще Станиславский в свое время задавал вопрос: а должен ли реагировать театр на кошмары бытия? Как на него ответить? Я нашел ответ, когда шел по Старому Арбату и на книжном прилавке увидел книгу в коричневой обложке с золотым тиснением — называлась «Завещание русского фашиста». Автор Константин Родзаевский. Книга была издана в Москве в 2001 году и совершенно спокойно продавалась в столице. Немаловажная деталь — на обложке фашистская свастика скрещена с гербом России. Я начал копать тему, много прочитал. Гитлер со своим «Майн кампф» по сравнению с этой книгой просто отдыхает. Вот поэтому мы сыграем премьеру «Харбина».
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВИЗИТА ФАШИСТВУЮЩИХ МОЛОДЧИКОВ?
— А я не знаю, может, они уже и пришли. Я заметил, что на воротах нашего театра не так давно появились цифры 731 — в виде граффити. Всего три цифры, но несколько раз повторяющиеся в разных вариантах. Никакой конспирологии: я подумал — может, это предупреждение, такая черная метка мне? Выяснилось, что «731» назывался отряд японских карателей, который под Харбином уничтожил 200 тысяч китайцев. Я ничего не боюсь, хотя не скажу, что это очень приятно. Придут, не придут, билеты купят, может быть?..
О НОВОМ СЕЗОНЕ
— Нам 32 года, можно сказать, приближаемся к возрасту Христа. Готовим каскад премьер. Их количество превышает наши возможности, но я делаю так специально всегда, чтобы себя и остальных держать в хорошем перенапряжении — вольт так на 240. Если в прошлом сезоне у нас было семь премьер, то сейчас планирую десять. Параллельно они будут репетироваться и потом идти на новой и старой сценах. Самые главные назову — уже завтра приступаю к репетициям «Кандида» по Вольтеру. Потом будет мюзикл «О, милый друг» по Мопассану (музыку пишет питерский композитор Виктор Лебедев). И потом начну «Нового ревизора», где, безусловно, будет гоголевский мир, но в неожиданной форме. Приставка «новый» имеет значение. Владимир Войнович написал новую комедию — также начинаем работать. Старая сцена на время превратится в лекторий — там я ставлю лекцию Набокова.
(Марина Райкина, «МК», 28.08.14)
Вениамин Смехов устроит «Театр моей памяти» в Театре Ермоловой
Творческий вечер Вениамина Смехова «Театр моей памяти» состоится 28 мая 2024 года на Основной сцене Московского драматического театра имени М.Н.Ермоловой.
- Эта поэтическая встреча — парафраз одноимённой телевизионной передачи, в которой Вениамин Борисович Смехов когда-то рассказывал о дорогих ему людях, о местах и событиях, оказавших влияние на его жизнь, - сообщается в анонсе на официальном сайте театра. - В ней он вспоминал о Театре на Таганке, о Юрии Любимове и Владимире Высоцком, о Лиле Брик и Владимире Маяковском, о Евгении Евтушенко и Андрее Вознесенском, о Петре Фоменко и Александре Пушкине, о великом и тогда ещё малоизвестном драматурге Николае Эрдмане… И недавно родилась идея снова поговорить о них, но теперь – стихами: сложить поэтическую программу, в которой можно вспомнить и поклониться всем тем, без кого жизнь была бы бедной и бессобытийной.
Юрий Грымов покажет историю любви Михаила Чехова в постановке «Ничего, что я Чехоff?»
Показы спектакля «Ничего, что я Чехоff?» состоятся 22 мая и 13 июня 2024 года на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн». Режиссёром спектакля стал художественный руководитель театра Юрий Грымов.
- Эта постановка об особом человеческом состоянии — состоянии актёра, когда театр становится смыслом существования, когда человек перестаёт принадлежать себе, а всецело подчиняется искусству, - говорит режиссер.
В основу спектакля легла история заслуженного артиста РСФСР Михаила Чехова. После его отъезда в 1930-х годах в Советском Союзе его имя пытались предать забвению. Находясь в эмиграции, он сделал головокружительную карьеру, но до конца своих дней считал, что не сумел найти своего места в мире и в искусстве.
- Я переживаю огромную, страстную и самую безнадежную любовь в своей жизни — любовь к русскому театру, - писал Михаил Чехов.
По словам создателей, «Ничего, что я Чехоff?» – страстная и пронзительная история о любви и невероятной жизни Михаила и Ольги Чеховых. Михаил Чехов – актёр, педагог и режиссёр основал собственную театральную школу, воспитал не одно поколение артистов, получивших мировую славу. Ольга Чехова – государственная актриса Третьего рейха, по некоторым сведениям, работала на три разведки одновременно.
- Особенный спектакль создателя грандиозных масштабных постановок – жизнь главной героини воссоздается с помощью приёмов камерного театра. Подбор музыки и света, а также продуманная сценография акцентируют внимание зрителей на смыслы, заложенные режиссёром, и на фантастическую игру актёров, - говорится в описании проекта.
В спектакле занята прима театра «Модерн» – заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова, удостоенная за образ Ольги Чеховой Театральной премии «МК» в номинации «Лучшая женская роль».
Ранее на сцене театра «Модерн» состоялись показы драмы «На дне» в постановке Юрия Грымова по пьесе Максима Горького. В своей постановке режиссер переместил действие спектакля из условной Хитровки на Рублёвку.
Умер оперный певец Василий Ковальчук
Советский и белорусский оперный певец, народный артист Беларуси Василий Ковальчук ушёл из жизни 12 мая 2024 года.
- Ушел из жизни народный артист Ковальчук. В январе ему исполнилось 80 лет. Коллектив Большого театра Беларуси безмерно скорбит в связи со смертью ведущего солиста Белорусской оперы и выражает искренние соболезнования родным, близким, коллегам Василия Васильевича, - сказано в некрологе, опубликованном на сайте театра.
Василий Ковальчук - выпускник Львовской государственной консерватории. С 1977-го - солист Львовского государственного театра оперы и балета, с 1989-го - солист Большого театра Беларуси. В репертуаре артиста были басовые партии Рыгора в «Дикой охоте короля Стаха», Абемелеха в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса, Тимура в «Турандот» Пуччини, Даланда в «Летучем голландце» Вагнера, Мороза в «Снегурочке» Римского-Корсакова, Рамфиса в «Аиде» Верди, Фигаро в «Свадьбе Фигаро», Лепорелло в «Дон Жуане» Моцарта и др.