Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

«Теорема Зеро»: Киберпанк мертв, а мы еще нет *****

17.06.14 08:48 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры
«Теорема Зеро»: Киберпанк мертв, а мы еще нет *****

Российская премьера фильма Терри Гиллиама «Теорема Зеро» состоялась 14 июня 2014 года в "Барвиха Luxury Village". В главных ролях снялись Кристоф Вальц, Мелани Тьерри и Мэтт Дэймон. 

Действие происходит в далеком антиутопическом будущем, в Лондоне. Город пестрит яркими вывесками, рекламой, следующей буквально по пятам за пешеходами, сияющими плакатами – буйство цветов буквально повсюду. Окружающая обстановка поражает воображение своей гротескностью: тут есть и церковь Бэтмена-искупителя, и старый католический собор, соседствующий с секс-шопом. Для интимных услуг тут есть даже отдельный виртуальный мир.

Не менее удивительны костюмы героев. Во время просмотра глаз цепляется за множество деталей, создающих атмосферу психоделического безумия, столь характерного для фильмов Терри Гиллиама. Многие футуристические элементы явно отдают киберпанком, хотя фильм к таковому не относится. Пожалуй, визуальная часть - декорации, костюмы, атмосфера – самая сильная сторона «Теоремы».

За всем происходящим в мире будущего через камеры следит таинственный Управляющий – глава корпорации ManCams. Под его неусыпным контролем проживает и главный герой – Коэн Лет, компьютерный гений, занимающийся «просчетом сущностей». Это самая странная и необычная роль Кристофа Вальца – персонаж замкнут, одинок, его преследует множество самых разнообразных и взаимоисключающих фобий. Например, в нем сочетаются боязнь закрытых и открытых пространств, социофобия и боязнь одиночества… Но главный страх героя – страх не найти смысла в своем существовании. Именно поиском смысла Коэн Лет занимается все свое время, ожидая таинственного телефонного звонка от того, кто объяснит предназначение бытия.

Понимая проблемы своего подчиненного, Управляющий дает главному герою особое задание – доказать таинственную Теорему Зеро. Суть ее сводится к тому, что вся окружающая вселенная – лишь череда аномалий и случайностей, возникших из-за Большого Взрыва, а значит, у жизни нет никакого смысла. Коэн отказывается верить в то, что должен доказать, он по-своему пытается бороться с теоремой. Собирая по кусочкам формулу, считая значения сущностей, он видит, что окружающий мир никак не равен нулю. Герой продолжает надеяться на телефонный звонок, который когда-нибудь поведает ему тайну бытия, так что существование продолжает сохранять для него свою ценность. Но стоит иллюзии однажды рассыпаться, стоит Коэну Лету случайно узнать правду – что звонка никогда не будет, – и окружающий мир погрузится в хаос вместе с мечтами главного героя.

Проблема фильма в том, что Терри Гиллиам не говорит обо всем этом прямым текстом. Недосказанность – главная причина столь многочисленных негативных отзывов на «Теорему Зеро». Режиссер просто хотел подкинуть зрителю целый ворох идей для размышления, а все, подобно главному герою, понадеялись, что им так запросто в одной полуторачасовой картине объяснят смысл жизни.

Фильм действительно заставляет задуматься. Есть ли в существовании смысл или все вокруг – просто плод случайного физического явления? Надо ли вообще пытаться искать во всем тайное значение? Своеобразное противостояние Коэна и Управляющего хорошо иллюстрирует этот вопрос: главный герой настолько ушел в себя, ища разгадку и ожидая звонка, что совсем забыл при этом жить. Но многим ли лучше сухое и циничное неверие Управляющего? Отсюда проистекает и следующий вопрос: а можно ли жить, вообще не задумываясь о смысле? не превращает ли это думающего человека в обывателя? И, наконец, в чем же заключается тот самый желанный смысл? Может, на самом деле нет ничего лучше, чем просто валяться на пляже и наслаждаться видом заката?

«Теорема Зеро» – удивительно красивый, сложный и многогранный фильм, в котором каждый зритель, вне зависимости от возраста и мировоззрений, сможет найти что-то для себя, увидеть новые грани окружающего мира. Эта картина, открывая разные стороны человеческой души, точно не оставит никого равнодушным.

Павел Соломатин, InterMedia