Эксперты о проблемах российского концертного рынка: «Нюша — самый зарабатывающий артист в этой стране»
О СОСТОЯНИИ РОССИЙСКОГО КОНЦЕРТНОГО РЫНКА
Андрей Матвеев, генеральный директор агентства C.A.T.: Краткие выводы следующие: практически все русские артисты, находящиеся в сегменте непопулярной музыки, продают максимум тысячные залы. Что несколько непохоже на индустрию — это означает то, что данные концерты едва-едва окупаются: учитывая логистику, оборудование, рекламу и так далее.
Под конец года меня сильно удивило и порадовало, что люди в регионах готовы покупать билеты на дорогих артистов, которые их сильно интересуют. Это значит, что люди не ходят на концерты не потому, что у них нет денег, а потому что нет реально продукта.
<...>
К сожалению, на нашем рынке отсутствует очень важное звено: музыкальный продюсер. Это тот специалист, который делает из артиста большую звезду. Сейчас таких людей нет — я не видел ни одного артиста, который поднялся бы с помощью продюсера. Может, они появятся.
Игорь Тонких, промоутер: Каждая из площадок уровня «Главклуба» — у нас 3.000 зрителей, еще есть Arena Moscow (4.500) и Stadium Live (7.000) — испытывает сильный дефицит мероприятий. Часто бывает, что при вместимости в 3.000 наше наполнение — не более полутора тысяч; афиша насыщена артистами не того калибра, который площадки в состоянии вместить. Я вообще столкнулся с тем, что начинить расписание зарубежными артистами даже проще, чем русскими. Если говорить именно о музыкантах серьезного ранга.
ОБ ИНДИ-МУЗЫКАНТАХ
Степан Казарьян, независимый промоутер: Я недавно разработал следующую теорию: возможно, современному инди-артисту не нужно переезжать в Москву. Оставаясь в своем регионе, он тратит меньше денег на быт, и у него остается больше на продвижение. Примеры всем известны: Motorama или Love Cult из Петрозаводска первыми пробились в Европу, ездили на фестивали вроде Flow и Sonar, причем Love Cult сделали это даже в обход российского рынка. Они все остались в своих городах, спокойно работали годами и пришли к чему пришли — во многом потому, что им этот быт обходился не в 30–40 тысяч рублей в месяц, которые инди-артисту достаточно тяжело заработать, а в 15.
Еще нужны средства на альбом и на продвижение. <...> Реальность такая: по моим подсчетам, только что появившийся артист зарабатывает музыкой где-то 50 долларов в месяц. Скорее — 20. При этом за быт ему все равно железно надо платить по 30 тысяч, если он все-таки переехал в Москву.
<...> Да, есть еще такой момент, как продюсирование: в принципе возможен какой-то лох, который к тебе придет, — и надо растрясти его по полной. Но все равно — артист уже грустненький. При этом он в Москве походил, модную обувь купил — работает, в общем, над имиджем. У него появляются клавиши... У тех, кто остается в регионах, музыка позлее — потому что они занимаются тем, что им интересно. Тебе нравится постпанк, ты его играешь — и ты мало кому нужен, а потом бац — и мода на него приходит. Тебе нравится дроун — бац — и на Sonar позвали. Может такое быть. А в Москве: три месяца — и ты уже постарел на три года.
Александр Кушнир, генеральный директор МИА «Кушнир продакшн»: Для вас, слушателей этого круглого стола, идеальная модель — прийти сюда и узнать от всех какой-то секретик, чтобы ваша группа в субботу вылезла из обоссанного подвала. Но я хочу сказать не про достаточно известные группы, с которыми мы работаем, — у них и так все хорошо.
<...> В связи с закрытием на «Нашем радио» программы «Живые» молодым артистам сейчас совсем некуда деваться. Может быть, выступление не совсем в тему пресс-конференции, но я хочу сказать инди-музыкантам — прорваться будет очень сложно.
О ДОХОДАХ РОССИЙСКИХ РЭПЕРОВ
Татьяна Сорокина, исполнительный продюсер музыкального лейбла Respect Production: У нас самый старый рэперский лейбл — ему больше 11 лет. Обслуживаем мы четырех артистов: «Каста», Макс Корж, «Чаян фамали» и Жара. На Макса Коржа мы продали 13 тысяч билетов в Минске, собрали больше, чем Depeche Mode. «Каста» — 4 тысячи. «Чаян фамали» — 400 билетов, Жара — 150. Есть такое выражение, использующееся, когда продюсеры обсуждают между собой, у кого лучше артисты продаются: «встретимся у кассы». Кому, как не хип-хоп-исполнителям, знать, что такое касса? У них практически нет корпоративов. Макс Корж отказался выступать на корпоративах, это его принципиальная позиция. «Каста» крайне редко выступает на корпоративах. Мы работаем только на кассу и живем только на эти деньги, сами себя обеспечиваем, спонсоров не имеем, позволяем себе product placement, синхронизацию и все остальное. Зарабатываем очень скромно — на ютьюбе, Google Play и так далее.
Что касается радио: благодаря «Европе плюс» и DFM, когда они поддержали нас с песней «Небо поможет нам» Макса Коржа, концертов стало больше. Концерт Макса Коржа год назад стоил 2 тысячи долларов, а сейчас он стоит 22 тысячи долларов.
О РОЛИ СОЦСЕТЕЙ В ПРОДВИЖЕНИИ
Ильдар Бакеев, основатель компании Euro Entertainment: Я наслушался в свое время, что социальные сети очень полезны. Долгое время посещал всякие конференции вроде РИФ и КИБ и пытался понять разные закономерности. Поскольку я инженер по первому образованию, я хочу все время дернуть за какой-то крючочек: «Нажми на кнопку — получишь результат». На одном из КИБов я увидел интересную презентацию, обратился к агентству, заплатил за проект 10 тысяч долларов — и благодаря этому по билетам на мой концерт пришли 30–40 человек. Я разозлился: значит, здесь тоже надо все делать самому.
О ВЛИЯНИИ РАДИО НА ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ
Сергей Балдин, продюсер, экс-генеральный менеджер лейбла SBA/Gala Records: Радио и ТВ влияют на целостно сформированную картинку: одна-две песни в год — вот что позволяет артисту быть на высоко востребованном уровне. Если одна-две хорошие песни в широком эфире будут, то у него будет ровный объем работы, и он будет двигаться наверх. Но сегодня есть большое количество артистов, которых можно отнести к мейнстриму, — Баста например, — которые так и не звучат по радио. Что не мешает им быть высоко востребованными как на корпоративных мероприятиях, так и на открытых концертах, о которых сегодня идет речь. Такие артисты постоянно возникают, так что без радио тоже можно жить. <...>
Пять поп-артистов, которые являются кассовыми лидерами? На мой взгляд, это Григорий Лепс; достаточно уверенно работает Стас Михайлов; Баста собирает регулярно достойные залы с бокс-офисом; я бы добавил еще Ваенгу. Ну и не так уверенно, но много работают Меладзе, Валерия. Если говорить о молодежной аудитории, то Макс Корж. Нюша? У артиста есть контент, который продается в цифровых видах, на радио, в интернете; это достаточно большие деньги. Нюша — самый зарабатывающий артист в этой стране.
Музыкальный бизнес сегодня сильно отличается от того, что было в 2005 году. Вы все знаете, что пластинки не продаются. Виниловые магазины имеют тенденцию к возвращению, но это все равно фетишизм. Продажи растут на 50% в год в нашей стране — но в абсолютных цифрах это совсем неинтересно. Возникает много других направлений: сегодня в компаниях, которые имеют большие каталоги, — от 20 до 40% выручки — это синхронизация. Продажа контента в рекламу, в телевизионные продукты и так далее. Это очень значительная цифра.
О ВЛИЯНИИ НЕДАВНИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ НА КОНЦЕРТНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И НА УКРАИНЕ
Сергей Мельников, директор концертного агентства «Мельница»: Шоу-бизнеса как такового на Украине уже нет. Я даже не знаю, с чем сравнить, — к сожалению, у нас отпадают концерты по той или иной причине. И артисты уже не хотят, и нам никакого смысла устраивать что-то нет. Гривна падает, растет ненависть между государствами, которая привносит изменения в обычный порядок логистики артиста. То есть мы уже опасаемся, что тот или иной артист просто не доедет из одного города в другой. Да, это очень печально. Тем более что затормозилось желание артистов подтверждать концерты не только на Украине, а и в России. Недавно мы подтвердили группу Slayer, которая с удовольствием приедет, но есть и артисты, которые подумывают о снятии существующих концертов.
Владимир Зубицкий, генеральный директор компании «Русский шоу-центр»: У нас был очень хороший тур «Океана Эльзы» — сейчас он отменился. Мы его перенесли на осень, но думаю, что его не будет. С западными артистами пока все обстоит нормально. У нас есть концерт Black Sabbath, и несколько дней назад мы увидели, что несколько активистов-засранцев собирают подписи и хотят отправить письмо, мол, нечего туда приезжать. Такое происходит, к сожалению. Мы сделали заявление, что все будет, было и заявление на сайте артиста — но никто ни от чего не застрахован.
Игорь Тонких, промоутер: Мне кажется, сейчас объявлять какие-то новые концерты сложно. Однозначно они в зоне риска. Я даже не знаю, пройдет ли концерт «Машины времени». Это как мне запрещали концерт группы «Телевизор», Башлачева… Мы опять находимся в ситуации глубокого Совка. Все, что сейчас происходит, может привести к фатальным отменам концертов с непредсказуемым вариантом. Общество расколото на части, на четвертинки, на половинки. Мне кажется, это точно не оздоровляет индустрию и привносит дополнительные риски, в том числе относительно роста курса валют.
Дмитрий Зарецкий, сооснователь агентства Pop Farm: На концерты в Киеве все это немножко повлияло, но мы не особо расстроились. Заработка от Киева было мало. Это всегда делалось для того, чтобы улучшить предложение на Москву и Петербург. По поводу того, отказываются ли артисты, — ни один из подтвержденных и анонсированных артистов не отказался, все наши концерты будут. Были прецеденты буквально пару дней назад, когда не самые крупные артисты отказывались от фестивалей: они были подтверждены, но не анонсированы. Конкретно про политику никто не говорил — утверждали, что изменились планы. У некоторых были сомнения, и они сказали: «Мы оставляем за собой право отменить концерт, если будет война».
На фото: Андрей Матвеев.
(Никита Величко, «Афиша-Волна», 21.04.14)
Элджей и Anikv дадут перенесенный концерт в июне
Элджей и Anikv дадут совместный концерт на сцене Atmosphere Moscow 28 июня 2024 года. По словам организаторов, музыканты встретятся на одной сцене, чтобы подарить зрителям лайвы самых любимых треков.
- Будет уникальная для Atmosphere программа, - обещает анонс концерта.
Изначально совместный концерт Элджея и Anikv планировался на 26 апреля, но был перенесен на лето. Все ранее приобретенные билеты будут действительны на новую дату:
Ранее Элджей представил новый сингл «AI». В новой песне музыкант рассказывает о своей жизни - встрече с родителями, с кассиром в магазине, которому помогла его музыка в тяжелые времена, открытии бара в Москве и зала в Дубае.
Барбра Стрейзанд записала песню для сериала «Татуировщик из Освенцима»
Премьера новой песни Барбры Стрейзанд «Love Will Survive» состоялась 25 апреля 2024 года на всех цифровых платформах и на YouTube в формате лирик-видео. Композиция стала первой музыкальной новинкой певицы с 2018 года и войдет в саундтрек мини-сериала «Татуировщик из Освенцима» (The Tattooist of Auschwitz). Лирическую балладу написали Ханс Циммер, Кара Тальве и Уолтер Афанасьев на стихи Чарли Миднайта.
- Из-за роста антисемитизма сегодня во всем мире, я хотела спеть «Love Will Survive» в контексте этого сериала, чтобы вспомнить шесть миллионов душ, которые были потеряны менее чем 80 лет назад, - говорит Стрейзанд. - А также сказать, что даже в самые мрачные времена сила любви может восторжествовать и выстоять.
Основное действие сериала происходит в 1942 году, когда еврейский юноша Лали Эйзенберг попадает в Освенцим и становится помощником лагерного татуировщика: человека, который набивал идентификационные номера заключенных на их руках. В лагере Лали встречает девушку Гиту, и, влюбившись, они пытаются помочь друг другу выжить в нечеловеческих условиях
Сценарий основан на реальной историей переживших Холокост евреев Лали и Гиты Соколовых. Главных героев в юности сыграли Джона Хауэр-Кинг и Анна Прухняк, Лали в старости – Харви Кейтель, а также в сериале снялись Мелани Лински, Йонас Най, Мили Эшет, Авиталь Львова, Фредерик фон Люттишау и др. Режиссером стала Тали Шалом-Эзер.
Премьерный показ стартует на видеосервисе Peacock 2 мая.
Антон Беляев переделал «Прекрасное далеко» для саундтрека фильма «Сто лет тому вперед»
Премьера саундтрека приключенческого фильма «Сто лет тому вперед», созданного по мотивам произведений Кира Булычева, состоялась 26 апреля 2024 года. Релиз альбома, включающего в себя 28 треков, состоялся на лейбле «Первое музыкальное».
Композитором фильма выступил Игорь Вдовин («Вторжение», «Актрисы», «Псих» и др.). Специально для картины российский музыкант Антон Беляев и группа Therr Maitz вместе с Оркестром современной музыки Open sound Orchestra и хором HOR создали новую аранжировку композиции Евгения Крылатова на стихи Юрия Энтина «Прекрасное далеко». Исполнила знаменитую песню победительница 11-го сезона шоу «Голос» Виктория Соломахина, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе проекта.
- Внутри ткани нашего фильма киномузыка работает больше на подсознательном уровне, - говорит режиссер Александр Андрющенко. - Зритель ее скорее чувствует, нежели слышит. Так мы ее задумывали. И я рад, что с выходом официального саундтрека у нас будет возможность услышать эту музыку как отдельное произведение. Расслышать ее во всех деталях. Это результат большого и подробного труда очень талантливых людей. С большим количеством оригинальных музыкальных тем, но и не без трогательных цитат и поколенческого «диалога» с великим советским композитором Евгением Крылатовым.
По словам Антона Беляева, основной задачей в работе музыкой стала бережность в отношении к материалу.
- Его нельзя было оставить в точности таким, какой он был раньше, потому что в этом нет смысла, - считает музыкант. - Но нужно было привнести туда что-то, что сохраняет настроение композиции, не делая прослушивание дискомфортным. Это очень субъективная история: у одного человека новая версия может вызвать противоречия, у другого — нет. Золотую середину найти сложно. Надеюсь, что мы нащупали ту атмосферу, которая понравится зрителям.
В создании саундтрека «Сто лет тому вперед» также принял участие известный саундпродюсер Роман Бестселлер, а в одной из сцен фильма прозвучал «привет» композитору Александру Зацепину: музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты». Автором рэпа, который можно услышать уже в другом эпизоде картины, стал сын Александра Андрющенко. Режиссер хотел, чтобы это был аутентичный подростковый и искренний текст, в который поверит каждый.
Ранеесообщалось, что фантастический фильм Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед» заработал 309,2 миллиона рублей в минувший уикенд. Экранизация повести Кира Булычева стала лидером российского кинопроката с большим отрывом.