Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

29.06.2016

«Опера Априори» взбодрит россиян, азиатов и европейцев

11.02.14 11:35 Раздел: Музыка Рубрика: Анонсы
«Опера Априори» взбодрит россиян, азиатов и европейцев

Продюсерский центр «Аrt-Brand» приготовил подарок тем, кто не отправится на Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи и Транссибирский Арт-фестиваль Вадима Репина в Новосибирске. Во время олимпийских матчей по хоккею и соревнований по фристайлу в Московской консерватории стартует Первый международный фестиваль «Опера Априори», куда войдут концерты, пресс-конференции, творческие встречи, мастер-классы и образовательные детско-юношеские программы с 18 февраля по 16 июня.

На пять выступлений в течение четырех месяцев съедутся одаренные и не боящиеся дальних странствий музыканты, которые весной и летом исполнят то, что готовили, как спортсмены, долгие дни и ночи многие месяцы и годы. Барочная и раннеклассическая музыка прозвучит на открытии форума в исполнении прелестного сопрано Юлии Лежневой (на фото) и очаровательного камерного оркестра «Musica Viva» под управлением чудесного Александра Рудина. Творческий тандем впервые сплотит этих мастеров на сцене Большого зала, хотя раньше они давали там сольные концерты по одному.

Как считают сотрудники касс консерватории, билетов на этот концерт «точно не будет через неделю». Поэтому те, кто на него попадут, смогут почувствовать себя «избранными» в прямом и переносном смысле этого слова — наслаждение от музыки XVIII столетия они скрестят с удовольствием от просмотра людских толп перед входом, тоскливо ждущих удачного случая в виде нежданно подвернувшегося лишнего места во втором амфитеатре БЗК.

Предельно стройная композиция и безмерно глубокое содержание станут основой вечера «Интеллектуальная опера: за гранью воображения» 16 марта, где прозвучат две оперы Алексея Курбатова и Белы Бартока с мрачно-жуткими названиями «Черный монах» и «Замок герцога Синяя Борода».

Сочинение московского композитора написано на собственное либретто по одноименной повести Чехова в 2008/09 годы. После просмотра первых листов оркестровой партитуры на официальном сайте г-на Курбатова, осознать оперу в целом сложно. И это понятно — мировая премьера произведению только предстоит.

Ясно лишь то, что тенорово-басовыми героями в нем станут монах, Песоцкий и Коврин, на которых придется единственная сопрано Таня и все они будут разбираться в проблемах оценки творчества, одержимости художника и порыве к великой мечте в концертном исполнении. На звездный терцет Петра Мигунова, Максима Пастера и Геворга Григоряна из Большого театра и Фламандской оперы ответит солистка ГАБТа Дарья Зыкова с большой группой поддержки в виде Госкапеллы имени Юрлова под чутким руководством Геннадия Дмитряка. 

Сочинители «новой музыки» склоняются к мнению, что запланированная премьера станет «невероятным потрясением» и позволит «дестабилизировать сложившиеся музыкальные и жизненные приоритеты». На московское действие прийти, конечно, стоит, а дальше — ориентироваться по ситуации в зависимости от предпочтений в музыке. Как ни крути, лучше самому увидеть и услышать, чем прочитать и посмотреть мнения других.

Музыка венгра Белы Бартока, в сравнении со столичным напарником, знакома больше. Правда, содержание либретто вызывает будоражащие воспоминания о кровожадном злодее и несчастных жертвах в сказке Метерлинка. А также скупым абзацам мелким шрифтом в музыкальных энциклопедиях и книжках по истории музыки. Но это становится неважным, когда ты видишь высокопрофессиональный исполнительский состав.

С родины композитора приедут известные Герцог и Юдифь — бас Балинт Сабо и меццо-сопрано Ильдико Комлоши, чтобы спеть оперу с именитым Госоркестром под управлением Павла Когана. (За дирижерский пульт в этот вечер встанет тезка руководителя — Павел Сорокин). По всей видимости, это страшное счастье перевернет душу слушателей быстрее, чем блаженство от восприятия «Черного монаха», которое точно продлится примерно час.

Окончание всеобщего перформанса пройдет ликующе привычно — цветочные корзины и долгоиграющие аплодисменты. Участники концерта, на данный момент, усиленно готовятся к выступлению и не сомневаются, что их «ждет успех».

На весенних концертах, прописанных в фестивальной афише апреля и мая 12-ми числами, будет легко сравнить немецкий склад и французский шарм. В рамках европейского тура состоится московское выступление харизматичного тенора Йонаса Кауфмана и просто прекрасного пианиста Хельмута Дойча, которые исполнят на фестивале недавно записанный компанией Sony Classical вокальный цикл Шуберта на слова Мюллера «Зимний путь».

Правнучатая племянница Пуленка — меццо-сопрано Стефани д'Устрак приедет на оперный форум, «потому что пригласили и есть свободное время на посещение нового города». С камерным оркестром «Musica Viva» под руководством Александра Рудина она споет произведения своего соотечественника Гектора Берлиоза — кантату «Смерть Клеопатры» и цикл «Летние ночи». Последний, кстати, столичные меломаны слышали в камерной версии другой участницы фестиваля — Юлии Лежневой на прошлогодних «Декабрьских вечерах».

Под занавес «Оперы Априори» в Большой зал прилетит «на крыльях восторга» южнокорейское сопрано Суми Чо, известная москвичам по шикарным концертам с Дмитрием Хворостовским, эффектным песням Игоря Крутого и скоропостижно скончавшемуся проекту «Королевы оперы», где ее концерт с программой «Безумство любви» стал последним. На этот раз обновленную версию «безумства» с «самыми известными оперными сценами сумасшествия» она привезет для консерваторского зала с вместимостью большей на 637 человек.

Пианисты и струнники втайне надеются, что летнее выступление мировой дивы пройдет без последствий — «в преддверии XV Международного конкурса имени Чайковского они были бы некстати». Поможет примадонне в «битве с самой собой» и «безрассудстве на грани фантастики» Госоркестр республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Маэстро уже сейчас уверен в том, что июньский концерт пройдет «очень хорошо».

Фото: © Franck Juery