Ольгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФ

Юрий Каспаров: «Требовалось искусно проплыть между Сциллой и Харибдой»

20.01.2014 23:38 Музыка Рубрика: Интервью

Российский композитор Юрий Каспаров 12 января 2014 года представил на суд слушателей новое переложение оратории Гайдна «Семь слов нашего Спасителя на кресте». Российская премьера с успехом прошла на закрытии XVII фестиваля камерной музыки «Возвращение» в Малом зале Московской консерватории. После концерта Юрий Сергеевич ответил на вопросы корреспондента InterMedia Анны Ефановой.

— Насколько сложно было работать над новой версией «Семи слов нашего Спасителя на кресте» Гайдна?

- Делать переложения оркестровых партитур для камерных составов — задача неблагодарная в принципе, поскольку потери в подобных случаях неизбежны. Самым простым примером могут служить кульминации — яркие и сочные в оркестровых версиях, они неизменно становятся жиже и тише в ансамбле. Поэтому приходится находить особые выразительные средства, возможные в ансамблях и невозможные в оркестре, чтобы компенсировать «недостаточность» в динамике и в фактуре.

— С какими проблемами вы столкнулись при работе?

- В данном конкретном случае их было две, и обе связаны со спецификой инструментального состава. Версия делалась для ансамбля солистов, то есть для коллектива, в котором все или почти все группы симфонического оркестра представлены одним музыкантом-исполнителем. Несмотря на внешнюю схожесть, это абсолютно разные жанры, и принципы инструментовки у них сильно отличаются. В ансамбле солистов каждый инструмент должен работать по максимуму; каждый музыкант должен быть заметен, и его игра должна соответствовать заявленному уровню солиста. Яркость и виртуозность исполнения и являются той самой компенсацией оркестровой плотности и громкости. Но существенное изменение фактурного абриса, передача важных функций инструментам, которые в эпоху классицизма, в принципе, не могли быть солирующими, входит в противоречие с оркестровым стилем Гайдна, и это было первой проблемой! Требовалось как-то искусно проплыть между Сциллой и Харибдой, чтобы и ансамбль звучал убедительно, и чтобы шедевр Гайдна не воспринимался как нечто модернизированное, искажённое в ряде принципиально важных аспектов.

А другой проблемой стала тембровая палитра — необходимая составляющая ансамбля солистов, что-то вроде самого сильного «козыря» данного камерного коллектива. Бездумное тембровое буйство в современной версии духовной музыки Гайдна могло бы сослужить дурную службу, как если бы кто-то взял гравюры Дюрера и вдохновенно раскрасил их в лубочном стиле.

— Как вам удалось справиться с возникшими проблемами?

- Мне очень помогли авторы этой необычной идеи, замечательные и, несмотря на молодость, уже широко известные музыканты-исполнители Роман Минц и Дмитрий Булгаков. Работа шла поэтапно, и шаг за шагом я высылал им сделанное мной для обсуждения. И это оказалось очень эффективным методом!

Любой композитор, и я не исключение, старается индивидуализировать свою работу, даже если речь идёт о классической инструментовке, и здесь очень важно, чтобы эта индивидуализация не перешла определённые границы! Перейти эти границы мне не давали Роман и Дмитрий, которые в силу специфики своей специальности более чутко и бережно относились к необходимости сохранить многие черты оркестрового стиля Гайдна.

Такое коллегиальное творчество, перманентное обсуждение даже самых мелких, казалось бы, деталей и привели к желаемому результату, который вполне удовлетворил нас и всех музыкантов ансамбля.

— Вы довольны тем, как прошла премьера в Малом зале Московской консерватории?

- Да, конечно. Я очень доволен. И, честно сказать, я не сомневался в успехе этого концерта. Работа шла достаточно долго, и на всех этапах мы относились к ней крайне серьёзно. Конечно, это не могло не быть оценено как профессиональными музыкантами, так и ценителями музыки «со стажем»!

Сомнения в успехе обычно возникают, когда на суд публики выносится что-то экспериментальное, смысл чего не до конца очевиден даже создателям. Но в данном случае не было ничего подобного! Система ценностей, на которую мы опирались, является общепринятой и давно устоявшейся, и, таким образом, наш «разговор» с аудиторией проходил на языке близком и понятном всем. Собственно, это и являлось для меня изначальной гарантией искренне тёплого приёма!

— Возможно, что вы сделаете переложения других сочинений классиков?

- Если мне закажут что-то подобное, а такое происходит время от времени, я соглашусь, конечно. Наверное, я — редкий российский композитор, который пишет музыку и делает переложения не по велению души, а по заказу. В России особенно трудно прожить, занимаясь серьёзным искусством. Но я — счастливое исключение!

Подобная работа хороша, в частности, тем, что её может выполнить только профессиональный музыкант с достаточным практическим опытом, и мне, не стану скрывать, нравится преодолевать трудности! Не могу сказать, что согласен с Александром Дюма, сказавшим устами одного из персонажей своих книг, что истинная ценность вещи заключается в её сложности, но определённая доля истины в этом есть. Это сродни выступлению скрипача или пианиста, который в состоянии продемонстрировать своё индивидуальное понимание исполняемой музыке на основе хорошей техники!

— Это переложение ждет публикация?

- Если какое-либо издательство захочет выпустить в свет эту версию «Семи слов нашего Спасителя на кресте», я, разумеется, возражать не буду.

Солист Twenty One Pilots оставил коллегу по группе без булочек

25.04.2024 23:10 Музыка Рубрика: Хроника 16+
кадр из клипа

Группа Twenty One Pilots выпустила 25 апреля 2024 года новый сингл и клип «Backslide». В ролике солист коллектива Тайлер Джозеф приезжает на велосипеде в магазин и покупает пакет булочек. После этого он отправляется на велике в путь, по дороге частично съедает одну булочку, вторую меняет на стакан лимонада у мальчика, затем попадает под проливной дождь и наконец добирается до цели: дома своего товарища по группе, барабанщика Джоша Дана, который на гриле жарит бургеры. Вытряхнув из пакета последнюю размокшую булку, Тайлер возвращается обратно в магазин, и история начинается с начала. Режиссером видео стал Джош Дан.

«Backslide» стал третьим синглом с нового альбома Twenty One Pilots «Clancy», релиз которого состоится 17 мая.

Фото: кадр из клипа
Теги: клип, Twenty One Pilots
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Умер последний участник первого состава Moody Blues Майк Пиндер

обложка альбома

Майк Пиндер, участник первого состава британской группы Moody Blues, скончался 24 апреля 2024 года в возрасте 82 лет. О его смерти сообщается в соцсетях коллектива.

- Майк Пиндер — музыкант, отец, космический философ и друг Майкл Томас Пиндер умер в среду, 24 апреля 2024 года, в своем доме в Северной Калифорнии, в окружении своей преданной семьи, - сообщается в некрологе. - Семья Майкла хотела бы поделиться с его верными друзьями и неравнодушными поклонниками тем, что он ушел из жизни мирно. Его последние дни были наполнены музыкой, окружены любовью семьи. Майкл прожил свою жизнь с детским удивлением, идя по пути глубокого самосозерцания, соединяющего разум и сердце.

Майк родился в Бирмингеме, Англия, 27 декабря 1941 года. В 1964 году он создал Moody Blues вместе с Денни Лэйном, Рэем Томасом, Клинтом Уориком и Грэмом Эджем. Два года они играли жесткий ритм-н-блюз, позже звучание несколько изменилось с приходом новых музыкантов. Пиндер был последним остававшимся в живых участником первого состава группы: Денни Лэйн умер в декабре 2023-го.

Майк оставался клавишником и автором песен Moody Blues вплоть до 1978 года, принимал участие в записи всех альбомов этого периода, а также прославился как новатор, используя в своем творчестве меллотрон – электромеханический клавишный инструмент, созданный в Англии в 1960-х. По легенде, именно Пиндер познакомил с меллотронами (которые они сам модифицировал) группу Beatles. Уйдя из группы, Майк выпустил четыре сольных альбома. В 2018 году вместе с другими участниками Moody Blues был введен в Зал славы рок-н-ролла.

Фото: обложка альбома
Теги: смерть

Дэвид Гилмор записал новый альбом вместе со своей семьей и покойным Ричардом Райтом

25.04.2024 19:23 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка альбома

Дэвид Гилмор объявил о выпуске своего нового (первого за девять лет) сольного альбома «Luck and Strange». Релиз состоится 6 сентября 2024 года на лейбле Sony Music. Премьера первого сингла «The Piper’s Call» состоялась 24 апреля, а 26-го должен быть представлен клип на эту песню.

«Luck and Strange», по словам Гилмора, родился во время глобальной изоляции 2020 и 2021 годов, когда Дэвид и его семья развлекались, выступая вместе в прямых трансляциях.

- Это написано с точки зрения старшего возраста, смертность — это константа, — объяснила жена Гилмора Полли Сэмпсон.

- Мы провели много времени во время и после изоляции, разговаривая и думая о подобных вещах, - добавил сам Дэвид.

Гилмор также опирался на свою семью при создании пластинки. Полли написала большую часть текстов альбома, их дочь Романи поет и играет на арфе в «Between Two Points», сын Габриэль поет бэк-вокал, а другой сын, Чарли, написали текст для песни «Scattered».

Бывший участник Pink Floyd записал пластинку из девяти треков в течение пяти месяцев в Брайтоне и Лондоне с продюсером Чарли Эндрю и группой музыкантов, в которую входили Гай Пратт и Том Герберт на басу, Адам Беттс, Стив Гэдд и Стив ДиСтанислао на барабанах, Роб Джентри и Роджер Ино на клавишных, а также струнные и хоровые аранжировки Уилла Гарднера. В заглавном треке альбома можно услышать покойного клавишника Pink Floyd Ричарда Райта: он был записан в 2007 году во время джема в сарае в доме Гилмора.

Помимо восьми новых песен на альбоме представлен кавер на «Between the Points» британской инди-поп-группы Montgolfier Brothers. Обложку альбома снял и оформил Антон Корбайн.

Трек-лист альбома «Luck and Strange»:

  1. Black Cat;
  2. Luck and Strange;
  3. The Piper’s Call;
  4. A Single Spark;
  5. Vita Brevis;
  6. Between Two Points;
  7. Dark and Velvet Nights;
  8. Sings.
  9. Scattered.

β 16+