Дмитрий Юровский: «Доказывать свою правоту нужно честной работой»
Симфонический оркестр «Русская филармония» 17 января 2014 года открыл Год культуры в Подмосковье, а 21 января дебютирует в Королевском фестивальном зале Лондона (Royal Festival Hall). В преддверии выступлений корреспондент InterMedia Анна Ефанова встретилась с главным дирижером оркестра Дмитрием Юровским, чтобы поговорить о правильном дирижировании и работе в главных российских театрах — Большом и Мариинском.
— Какие требования вы предъявляете к себе на репетициях и концертах?
- Я требую от себя того, что требовал от дирижеров в оркестре, где играл десять лет. Прежде всего, конкретики — не уходить в тяжелые философские дебри. Ты можешь так разговаривать сам с собой, дома. Когда же встаешь за дирижерский пульт, должен иметь свое ощущение произведения. Не нужно себя ставить выше музыкантов и композитора, который умер. Все то хорошее, что он сделал, надо исполнить, как можно точнее. Не говорить точно по партитуре, где играть громко и тихо. А показать руками то, что ты хочешь услышать и как достичь этого звучания: музыканты обычно ценят простоту.
Также важна эффективность дирижера — над одним и тем же произведением можно работать две и 30 репетиций с одинаковым успехом. Важно не терять время - знать, над чем нужно помучиться, а что само получится. От этого зависит, сколько времени ты потеряешь и сможешь ли увидеть то важное, что способно потом тебя выдать на концерте. Ты должен правильно распределить время и по возможности не терять его зря.
— Дирижер должен быть психологом?
- Да. Ему нужно найти определенный ключ в общении с музыкантами, чтобы удалось абсолютно все в работе. Когда перед тобой в оркестре сидит много народу со своими проблемами — их надо увлечь за собой, а не руководить ими. Причем, это не нужно делать криком, взрывными тираническими акциями и прочим. Доказывать свою правоту нужно честной работой. Люди, в принципе, ценят то, как ты занимаешься своим делом. Я не знаю ни одного музыканта, который бы хотел, чтобы концерт прошел плохо.
— Вам удается достичь всего перечисленного?
- Да, бывает. Часто не получается потому, что я встаю за дирижерский пульт 40–50 оркестров в год. Разные страны, языки - абсолютно разные культуры. Музыка всех объединяет, но ощущения различны. Если ты будешь со всеми одинаково работать, то контакта в общении с людьми у тебя не будет. А тогда зачем мы вообще дирижируем? Наша жизнь непроста и не надо ее усложнять лишний раз.
— Какой подход нужен к оркестру «Русская филармония»?
- Сдерживающий во всем - у нас невероятно эмоциональные музыканты. Сон, которого мне порой не хватает до неприличия, всегда забывается во время репетиций, проходящих на высоком подъеме. Мы репетируем даже в те моменты, когда ни у кого не остается сил.
— Вы бы хотели с ним работать чаще?
- Да. С любым оркестром нужно проводить так много времени, сколько это вообще возможно. Но я знаю, что в тот момент, когда даже самый лучший дирижер примелькался, люди устают — им нужна смена. Так нам удается избежать рутины. И в этом плане, хорошо, что обоим приходится скучать.
- Вам никогда не хотелось встать за дирижерский пульт оркестра Большого театра?
- Хотелось, конечно — в годы, когда он находился на реконструкции. У меня был идеализированный подход к старой сцене и я все ждал, когда же они, наконец, откроются и смогут меня пригласить.
— Теперь историческая сцена Большого функционирует исправно.
- Да, но мне стало труднее распоряжаться свободным временем. На Западе концертно-театральные планы строятся сильно заранее. Кроме того, просто дирижировать спектаклями — совсем не то, что нужно. Я все-таки считаю, что любую постановку надо заранее приготовить. Театр не должен превратиться в фабрику. А, когда ты выпускаешь сразу слишком много продукции, то качество теряется. И это неизбежный процесс.
— Многие обсуждают, кто станет главным дирижером Большого театра.
- По-моему перебрали абсолютно всех тех, кто имеет русскоязычную фамилию, жив и в состоянии держать в руках дирижерскую палочку.
— Вы бы заняли этот пост, если бы вам предложили?
- Мне трудно ответить гипотетически, потому что меня никто об этом никогда не спрашивал. Я не имею привычки давать оценку ситуации, которой как таковой нет. Со мной никто из руководства театра на эту тему не говорил.
— А если заговорят?
- Тогда будет о чем и нам поговорить. Пока я об этом даже не думаю.
— Вы бы согласились дирижировать в Мариинке?
- Там давно не стоит вопрос главного дирижера и приглашенных тоже. Я посетил там всего несколько спектаклей и мне трудно сказать, дал бы я свое согласие или нет.
— Почему?
- У меня не сложилось единого ощущения. В некоторых случаях было сложно поверить, что слушаю одних исполнителей и оркестры. Мне кажется, что в целом там уровень выше. А, в частностях - неровен, и поэтому его непросто воспринять.
Рок-фестиваль «Кардиограмма» перенесен на 2025 год
Рок-фестиваль «Кардиограмма», запланированный в Екатеринбурге на 8-9 июня 2024 года, перенесен на следующий год. Участниками должны были стать «Ария», «Люмен», «Браво», «Северный флот», Найк Борзов и др. Сначала фестиваль сменил площадку, переехав со стадиона «Екатеринбург Арена» в «MTC Live Холл», а теперь организаторы сообщили о невозможности проведения мероприятия в этом году. Все билеты остаются действительными на 2025 год.
- В современных реалиях, мы старались сделать все, чтобы переноса в этом году не произошло, но, к сожалению, мы не всесильны, - написали организаторы. - Мы выражаем огромную благодарность всем, кто остался с нами после смены площадки, кто поддерживал нас.
«ИнтерМедиа» напоминает, что концерт Сергея Никитина в Московском центре авторской песни отменен. Выступление было запланировано на 13 июня 2024 года, на нем бард планировал отметить в столице свой юбилей: 8 марта Никитину исполнилось 80 лет. Причина отмены не сообщается.
Алексей Чумаков откроет летний сезон в Dream Beach Club
Открытие летнего сезона в Dream Beach Club (Парк «Остров мечты») состоится 1 июня 2024 года. В этот вечер на сцене пляжного клуба с сольным концертом выступит Алексей Чумаков. Певец исполнит давно полюбившиеся хиты, а также порадует слушателей новыми композициями
Dream Beach Club – пляжный клуб для ценителей комфортного отдыха у воды. В клубе пять бассейнов с подогревом, благоустроенный пляж, а также ресторан авторской кухни и коктейль-бары.
Адрес: проспект Андропова, 1.
Начало в 20.00.
Дополнительная информация: +7 (910) 438-0731, NSmirnova@moscow-hall.ru (Нелли Смирнова).
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Столетие Булата Окуджавы отметят на «Квартирнике у Маргулиса»
Специальный выпуск «Квартирника у Маргулиса» покажет НТВ 9 мая 2024 года. Программа будет посвящена столетию со дня рождения поэта, прозаика, кинодраматурга, певца и композитора Булата Окуджавы. Гостями вечера станут Константин Хабенский и группа «Ундервуд». Артисты представят альбом «Проект О» с каверами на произведения великого барда.
- Во-первых, в моем детстве и юности в моей семье звучало множество песен Окуджавы, и я впитал их в себя, - говорит Константин Хабенский. - Во-вторых, уже в период студенчества и моего становления, исполняя эти песни, я осознавал, что они по энергии имеют право существовать в другом регистре. Эта идея долго сопровождала меня, и, поделившись ею с ребятами из «Ундервуда», мы начали фантазировать о том, как создать новое звучание с прекрасными смыслами, которые были, есть и будут в текстах Булата Шалвовича. Мы решили рискнуть и записать свои интерпретации. Сейчас мы хотим проверить, насколько мы правы или нет, придавая новое звучание песням Булата Окуджавы.
- Я до сих пор изучаю его интервью и читаю воспоминания современников, - признался участник «Ундервуда» Владимир Ткаченко. - Недавно спросил у выдающегося фотографа и журналиста Юрия Михайловича Роста, каким был Булат. Он ответил следующее: «Не громким и не тихим. Не печальным и не весёлым. Нормальным он был». Знаю, что ему не нравилось слово «бард». Возможно, он себя больше ощущал ашугом-бытописателем Москвы, войны, любви и совести, новым Саят-Новой, извлекающим кристально чистые звуки из расстроенного саза.
- Пока Окуджава был жив, его камерную интонацию не смог присвоить модный музыкальный мир, - считает участник «Ундервуда» Максим Кучеренко. – Прошли десятилетия. С полной ответственностью, не теряя восторженных чувств, которые нам переданы нашими родителями, мы совершаем попытку музыкального эксперимента, и это не отменяет того, что песни Окуджавы – это самостоятельные шедевры. Настоящие советские псалмы».
В гостях у Евгения Маргулиса артисты исполнят такие произведения, как «Надежды маленький оркестрик», «Я пишу исторический роман…», «Заезжий музыкант», «Дежурный по апрелю» и другие. Также они расскажут, почему захотели выпустить этот альбом, как Булат Окуджава повлиял на их творчество и поведают о дальнейших планах.
Эфир в 24.00.